Лучший педагог года

Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании

Наталья Кондратенко
Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании

Воспитатель ГБПОУ "1-МОК"

Методическая разработка на тему: " Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании. "

Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании.

Публикация «Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании» размещена в разделах

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знания основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знания основ их изображения и умения их применения в рисунке. [4, с. 60]

В зависимости от конкретного вида изобразительной деятельности, изобразительные умения приобретают свою специфику, потому что своеобразие образа определяет способ изображения. Под умением, понимается промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определённого рода задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т. е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом. [21, с. 369]

В особую группу выделяют знание техники, технические умения и навыки. Входя в изобразительные умения, они представляют собой ту их часть, которая определяется особенностями изобразительного материала и характеризует в основном операционную сторону действия. Так в рисовании различают технику работы с акварелью, гуашью и т. д.

Т. С. Комарова детально разработала содержание и методику работы по обучению детей технике рисования. В неё входят не только способы действия с различным материалом, но и освоение различных рисовальных движений, постепенное совершенствование зрительно-двигательной координации этих движений. [37, с. 111]

В. А. Сухомлинский говорил, что: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия…». [64, с. 259]

Обучение детей технике рисования идёт параллельно с обучением формообразующим движениям. Формирование сенсомоторных способностей целесообразно начинать тогда, когда дети овладеют основными формообразующими движениями.

Т. С. Комарова подчёркивает, большое значение в формировании правильных способов действия карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений, их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем обследование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движений обеих рук по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета. Как показало исследование, основные параметры регуляции рисовальных движений можно сформировать у детей к 5-5,5 годам. Далее идут закрепление умения регулировать движения по скорости, размаху и силе, выработка более тонких градаций регуляции. Исследование обнаружило и подтвердило, что, овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес [38, с. 86].

Т. С. Комарова на основе собственного экспериментального изучения ручной умелости как одного из компонентов способности к изобразительной деятельности определила четыре группы способностей.

К первой группе отнесены способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций. Сюда же относится и восприятие иллюстрации. Восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы.

Вторую группу составляют двигательные способности, умелость руки, включающая координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладения детьми различными перцептивными действиями и систематического сенсомоторного развития.

В третью группу включены способности, которые можно определить, как образное мышление, образные представления.

Четвёртая группа - это способности воображения. Т. С. Комарова продолжает изучать формирование творческого воображения как компонента способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Все названные способности успешнее формируются при условии их взаимосвязи. [38, с. 43] Помимо способностей для успешного развития изобразительной деятельности ребёнку, следует формировать компоненты техники рисования, в состав которой входят умения и навыки.

Разработав детальную методику формирования у детей ручной умелости, Т. С. Комарова рассматривает её как средство, овладев которым ребёнок сможет выразительно и без особых затруднений создавать любое изображение и замысел. Кроме того, как отмечала Н. П. Сакулина: «Умения и знания, полученные детьми за время пребывания в детском саду, не могут не оказать влияние на успешность их обучения изобразительному искусству в начальной школе». [36, с. 28]

Декоративное рисование имеет свою специфику. Важная особенность народных орнаментов России заключается в том, что растительные, зооморфные и геометрические мотивы навеяны образами и красотой природы.

Композиционно размещение росписи всегда подчеркивает форму предмета (квадрат, прямоугольник, круг или овал). Одним из выразительных средств декоративного рисования является цвет. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета и явления. [48, с. 75]

Освоение декоративного рисования детьми старшего дошкольного возраста приобретает всё более осознанный и предметный характер. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Повышается интерес к достижению более высокого качества рисунка, а тем самым потребность в усвоении умений. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит, элементы узоров, учатся выполнять узоры на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов быта (разделочная доска, тарелка, ваза и т. д.). [28, с. 130] На занятиях закрепляются способы работы с гуашью, отрабатывается лёгкое, без излишнего напряжения движения кистью, рисованием концом кисти тонких линий, а более широких полос боковой стороной ворса.

Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, при нанесении мазков, точек, учатся сохранять равномерность движение по размаху, нажиму и направлению мазков при закрашивании фона. Дети учатся замечать различное сочетание цветов в узорах, то ярких, контрастных, то нежных пастельных. При обучении детей составлению узоров обращается внимание на усвоение способов расположения узора на квадрате, круге, овале, прямоугольнике, симметричного размещения элементов узора на силуэтах. В старших группах дети учатся самостоятельно придумывать узоры, передавать их красоту и своеобразие. [28, с. 159]

Декоративным композициям детей старшего дошкольного возраста, свойственны ритмическая упрощенность форм, тяготеющая к симметрии и статике, писала Е. А. Флёрина. В содержательном плане этот путь идёт от игр с декоративной мозаикой через декоративную аппликацию к декоративному рисованию и участию в декоративном оформлении предметной среды. [36; 23]

Народное декоративно-прикладное искусство, это часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. В тоже время, в искусстве каждого народа отчё тливо просматривается его самобытность: обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. [11, с. 261]

Эмоциональный язык народного искусства – самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка. Поэтому, собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребёнка, присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

Так педагогами, в области изобразительной деятельности детей, были выработаны общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию :

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.

2. Формирование у детей к предметам народного искусства понимание его особенностей; желание знать искусство местного края; различать стили наиболее известных видов росписи (хохломской, городецкой, дымковской и др.).

3. Формирование обобщённых знаний и соответствующих изобразительных умений : освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умение создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах; воспитания при этом чувства ритма, формы, симметрии.

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

5. Формирование у детей желание заниматься подобной деятельностью.

Общие принципы обучения детей декоративному рисованию :

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. То есть, все приёмы декоративной деятельности представлены в этом искусстве, и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные подражания.

2. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребёнка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирования обобщённых представлений о способах выполнения узоров, ритма, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных выразительности.

3. Занятия декоративным рисованием рассматривается как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение необходимо проводить с применением подлинных предметов народного искусства. Н. П. Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант – это применение подлинных предметов образцов подобранных с учетом постепенного усложнения элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для детей не создаются. Это мнение действительно важно, поскольку подчёркивает приоритетность одних методов обучения и подчинённость других. В частности, первичность, применение метода рассматривания подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи. [44, с. 74]

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия. [18, с. 192-193]

Также педагогами были выработаны общие методы обучения декоративной деятельности :

Наблюдение – этот метод используется в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, стилизованным изображениям птиц и животных. Наблюдения за природой служат основой для понимания, искреннего, эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям понят истоки творчества народных мастеров.

Обследование – это метод рассматривания образцов народного искусства. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита, т. е. изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выполнения есть последовательность предстоящего рисования. При обследовании, выделяют и называют главные элементы узора, их цвет, величину, местоположения. Старших детей можно спросить, как выполнить этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элемент узора можно выделить сухой кистью, тем самым апробируя подходящие движения.

В зависимости от ведущих задач занятия можно менять и содержание анализа, ограничиваться только выделением сложного элемента, например, «тюльпана» в борецком узоре. Конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат, какое содержание дети осваивают и на каком уровне освоения находятся дети.

З. А. Богатеева говорила, что особое место в декоративном рисовании занимает образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е. И. Ковальской. Образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции, необходимы. Они «выпукло» демонстрируют ребенку приёмы выполнения декоративного рисунка. [6, с. 93]

Т. Я. Шпикалова отмечала, что при освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора. Освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании – задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы будут изображены сначала, а какие потом, зависит актуальность детского рисунка. [54, с. 101]

Освоение последовательности выполнения узора – это освоение рациональных, экономических по времени способов изображения.

Показ – это метод демонстрации способов действия (техники) с кистью. Т. С. Комарова писала, что показ способов изображения элементов, демонстрация способов (техники) с кистью широко применяется в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приёмов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находиться в вертикальном положении, что нелегко даётся детям. [35, с. 86]

О. О. Дронова, наряду с широким зрительным рядом, набором педагогических эскизов, стимулирующих детей на выбор орнамента, предлагала использовать приёмы демонстрации педагогом способа рисования узора, так называемые «технические минутки». В ходе демонстрации способов рисования, педагог должен сопровождать свои действия словом. [20, 16]

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками, со сказками.

Все эти задачи, принципы и методы декоративного рисования можно применить в контексте занятий по ознакомлению с хохломским и борецким народными промыслами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфические особенности декоративного рисования требуют постоянного проявления настойчивости, активности в процессе рисования. Сама деятельность по декоративному рисованию является важным средством воспитания ребё нка как личности: воспитания самостоятельности, познавательной и творческой активности, формирования эстетических взглядов, вкусов, что в свою очередь ведёт к сознательному овладению системой определённых знаний и умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. - Казань. : СКАМ,1996. - С. 598.

2. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина. – М. : Изд-во «Скрипторий», 2007. – 127 с.

3. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: Сборник, 1982.

4. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / А. П. Аверьянова – изд. «Мозаика – синтез». 2003. -60 с.

5. Богослова, Г. В., Шинкарева, Н. А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3 (24). - С. 154-158.

6. Бабенкова Е. А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е. А. Бабенкова, Г. В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ: практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2010. - № 1. - C. 70-72.

7. Брыкина, Е. К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - М., МГГУ, 2004. - 158с.

8. Бутусова, Т. Ценностные ориентиры дошкольного образования. Воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности [Текст]//Дошкольное воспитание. - 2019. - № 10. – с. 81-87.

9. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

10. Венгер JI. A. Педагогика способностей [Текст]/ JI. A. Венгер. - М. : Знание, 1973 - 95 с.

11. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования. [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. – 2013. - №2. – С. 28 – 29.

12. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Сборник статей. - М., Просвещение, 1972 - 287с

10. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57–67.

13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л. С. Выготский. - 3-изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93с.

14. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество, теория, история, практика [Текст] : учеб. пособие/ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013. -230 с.

15. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей[Текст] // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 41-43.

16. Волынкин В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников[Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 448 с.

17. Вишневская, В. Н. Хохлома. / В. Н. Вишневская - М. : 1980.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Фотоотчет о декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи «Нарисуем красивое платье» с детьми средней группыФотоотчет о декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи «Нарисуем красивое платье» с детьми средней группы Цель: формировать у детей средней группы умение рисовать красками дымковский узор, заполняя силуэт платья. Задачи: - учить детей средней.

Фотоотчёт о декоративном рисовании в подготовительной к школе группе «Роспись посуды под гжель «Заварной чайник»Фотоотчёт о декоративном рисовании в подготовительной к школе группе «Роспись посуды под гжель «Заварной чайник» Цель:Продолжать знакомить старших дошкольников с русскими народными промыслами,с гжельской росписью. Этот вид декоративного искусства.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж»Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 21:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД