Получи документы

Особенности развития ребенка раннего возраста

Сергей Найденов
Особенности развития ребенка раннего возраста

Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность — интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образование новых соединений из поступающих в организм веществ. Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма. В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процесса — усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада уравновешены между собой, а при старении происходит обратное явление — преобладает распад. Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20–21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55–65 годами. Этап созревания организма приходится на детский и подростковый возраст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) человека и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к условиям окружающей среды. На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свойственны определенные закономерности.

Публикация «Особенности развития ребенка раннего возраста» размещена в разделах

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы. Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличения длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрасте 4–7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5–7%. Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравномерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжается на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно — в первые годы жизни. Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер. Данная закономерность является основанием для правильной группировки детей разного возраста. Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2–10 неделях беременности, сердце — на 3–7 неделях, пищеварительные органы — на 4–12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360–390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2–2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого. Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условно рефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в первые годы жизни. Также формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит не одновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни. Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность. Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при воспитании ребенка. Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нормальное развитие, следующая: 1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем; 2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте; 3) ролевая игра дошкольника; 4) учебная деятельность; 5) общественно-полезная деятельность; 6) учебно-продуктивная деятельность. Особенности роста и развития в зависимости от пола известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12– 14 лет соотношение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек. Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизненная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно. Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами). Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринимающих клеток, т. е. в 100 раз больше. Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассматривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными потенциальными возможностями. Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая программа предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность. Очень велика роль генетической программы в формировании морфологического типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и, наоборот, у невысоких — дети низкого роста. Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в питании, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка роста, и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хорошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время. При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно. В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирующего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы общение и тренировки в социальной среде. Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Лепка в жизни ребенка раннего возрастаЛепка в жизни ребенка раннего возраста Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что благотворно влияет на развитие речи.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития ребенка раннего возраста
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 11:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД