МААМ-картинки

Особенности речевого развития детей 5–6 лет в процессе приобщения к традициям мордовского народа

Ольга Бурцева
Особенности речевого развития детей 5–6 лет в процессе приобщения к традициям мордовского народа

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Публикация «Особенности речевого развития детей 5–6 лет в процессе приобщения к традициям мордовского народа» размещена в разделах

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно–воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т. к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

В фундаменте образовательного учреждения должны лежать принципы диалектического единства трех начал: национального, интернационального и общемирового, общечеловеческого, позволяющие ребенку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Детский сад, школа, ВУЗ неотрывны от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Они являются важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национально-культурным традициям, их обогащения общемировым, интернациональным содержанием.

Воспитание на национальных традициях особенно важно для дошкольников. По признанию специалистов всего мира, период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного развития ребенка, первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, но отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее. Уникальные условия, создаваемые в дошкольном возрасте, больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» здесь, в том числе и в плане национального воспитания, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Слово и речь являются важнейшими структурными составляющими психического развития ребенка. Исследованиями ученых (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин) доказано, что речь ребенка может развиваться под влиянием целенаправленного речевого воспитания. Л. С. Выготский построил теорию культурно-исторического развития высших психических функций в детском возрасте. Согласно его концепции развитие ребенка происходит в форме присвоения общественно–исторического быта, носителями которого являются взрослые люди и главным условием развития ребенка выступает его общение со взрослыми.

Классики педагогики и лингвистики (А. А. Потебня, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) высказывались о необходимости использования языка народа в формировании системы обучения родному языку и воспитания в целом [ 2; 6 ].

У детей 6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Большинство из них правильно произносит все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию (выражать вопрос, радость, удивление). К старшему дошкольному возрасту дети достаточно овладевают лексикой языка, продолжается процесс обогащения словаря синонимами и антонимами, многозначными словами.

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими. В это время среди детей распространено словотворчество. Языковые инновации – свидетельство того, что ребёнок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования (что связано с количественным накоплением слов и развитием их значений) и правильно применяет эти правила в новой проблемной ситуации. Интенсивность словотворчества снижается на 7-м году жизни, что связано с освоением ребенком языковой нормы [3].

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Происходит этот процесс наиболее интенсивно – возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного. Дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами.

В этом возрасте происходит интенсивное формирование словообразовательных представлений о нормах и правилах словообразования. Дети 5-6 лет учатся образовывать слова от почти всех частей речи при помощи суффиксов, приставок, способы образования названий людей по профессиям, характерным особенностям вида и склонностям.

К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает достаточно высокого уровня. Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, давать по необходимости краткие или развернутые ответы. У них развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять и исправлять их, подавать уместные реплики.

Наряду с дальнейшим совершенствованием речевого общения с окружающими, диалогической речи, происходит и развитие речи монологической, связного, развернутого высказывания–описания, повествования, рассуждения. Характерные особенности такой речи – не только развернутость и связность, но и произвольность. Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения [ 3, с. 65].

Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, замечают созвучие стихотворных строчек, почувствовать рифму и ритм стихов. Однако недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обуславливает необходимость помощи взрослого.

В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным образом, словом, любовь к родному языку.

Для более успешного продолжения работы по речевому развитию детей 5-6 лет необходимо использовать все многообразие национальной культуры, приобщать к народным традициям. Приоритетными направлениями в этом виде деятельности ДОУ являются следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть мордовского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В мордовском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного и речевого развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с мордовским декоративно прикладным искусством, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного развития речи детей в процессе ознакомления с национальными традициями важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т. д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т. д. И вопросам речевого развития уделяется особое внимание, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Н. Ф. Беляева предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

– общение с представителями разных национальностей;

– устное народное творчество;

– художественную литературу;

– игру, народную игрушку и национальную куклу;

– декоративно-прикладное искусство, живопись;

– музыку;

– этнические мини-музеи [1].

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Таким образом, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре, обогащают и развивают его речь.

Список использованных источников

1. Беляева, Н. Ф. Традиции воспитания детей у мордвы : метод. пособие / Н. Ф. Беляева. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2010. – 103 с.

2. Занятие по развитию речи в детском саду : кн. для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова. – М. : Просвещение, 1993. – 271 с.

3. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. - М. : Академия,2006. – 256 с.

4. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. – М. : РАО, 2010 – 64 с.

5. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников : учеб. пособие / О. С. Ушакова. – М. : Изд – во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

6. Ушинский, К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? / К. Д. Ушинский // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 58 – 62.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей 5–6 лет в процессе приобщения к традициям мордовского народа
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 10:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД