МААМ-картинки

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Ирина Бишенова
Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обучености воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Публикация «Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения а также детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

• принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

• непрерывность;

• вариативность;

• соблюдение интересов воспитанника;

• принцип создание ситуации успеха;

• принцип гуманности и реалистичности;

• содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

В ДОУ воспитывается и обучается 17 детей с ОВЗ. Для них характерны: моторная неловкость, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, затруднено зрительное восприятие, боязнь незнакомого пространства, что требует гибкой реализации режима дня : увеличение времени, отводимое на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.

В п. 1.6. ФГОС ДО прописаны задачи, одна из которых звучит так: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В разделе Стандарта «Требования к условиям реализации ООПДО» говориться о том, что при создании условий для работы с детьми с ОВЗ, осваивающими программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ. По этой программе педагоги должны оказывать помощь ребенку в формировании у него социально – положительного опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности. Очень важно научить ребенка жить во взаимодействии в едином социуме, в результате чего ребенок с ОВЗ может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. От успешной социализации зависит дальнейшее развитие ребенка, раскрытие его способностей, становление личности.

Социальная педагогическая реабилитация проводимая в ДОУ, заключается в приспособлении ребенка с ОВЗ к жизни в обществе, в развитии социальной самоценности, компетентности и активности, в создании атмосферы эмоционального благополучия, уважительного отношения к детям, к их чувствам и потребностям.

Существует очень много игр и упражнений: позволяющих создать благоприятную атмосферу, для установления социального контакта как м/у педагогом и ребенком, так и м/у всеми детьми, наладить коммуникацию. (более 170 игр и упражнений на рабочем столе).

Очень важным аспектом в работе всех специалистов ДОУ является социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

• разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

• проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

• проведение открытых занятий;

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

• индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;

• единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;

• успешную социализацию и адаптацию детей;

• возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС «Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС» Филоненко Наталья Николаевна, Баталова Елена Геннадьевна.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Опыт работы «Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДОУ» Расскажи -и я забуду, покажи -и я Запомню, дай попробовать –и я Пойму! Усиливается, всё прочно и на Долго, когда ребёнок слышит, видит.

Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи Актуальность Воспитание ребенка в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется,.

Проект «Внедрение инновационных технологий эффективной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары ПРОЕКТ «Внедрение инновационных технологий.

Проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ ]Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения.

Работа с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС Автор: Коннова Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 19 марта 2019 в 11:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бишенова (УИ 1864907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД