МААМ-картинки

Проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Оксана Бекина
Проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

]Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Бекина О. Д. -инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 47 «Лучик», г. Тамбов.

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные цели и задачи построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Публикация «Проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. [1]

Разрабатываются маршруты для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальные маршруты развития детей разрабатываются совместно всеми педагогами дошкольной образовательной организации и преследует цели всестороннего развития, коррекции с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребёнка в период дошкольного детства в условиях дошкольного учреждения, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дошкольная организация осуществляет тесное сотрудничество с семьей ребенка при разработке индивидуального коррекционного плана развития и обучения. Семья должна придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в дошкольной организации. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.

Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ мониторинги и коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. И включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога) в ходе воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, которая направлена на развитие общей и мелкой моторики, на развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков, на формирование деятельности ребенка (сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, на развитие речи, на формирование представлений об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие мероприятия планируются с применением бесед, чтения художественной литературы, этюдов, направленных на знакомство с различными эмоциями и чувствами, тренингов, способствующих развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер, упражнений на развитие психических процессов. Эффективны приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика.

В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в свободной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребенка. На основе полученной информации планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем образовательным областям на первое полугодие. Педагогами определяются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, формы работы, а также планируются различные мероприятия в работе с родителями. Реализация поставленных задач производится в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности. Для того, чтобы родители вникли в коррекционный процесс необходимо проводить с ними индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.

В середине учебного года проводится мониторинг освоения ребенком образовательной программы. На основе предварительных и промежуточных данных об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития.

В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Реализация всеми специалистами дошкольной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие». В результате проведённой коррекционной работы повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики, следовательно, повышается и уровень развития детей с ОВЗ.

Литература

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

2. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. - Русское слово, 2014.

3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2005.

4. Карасева У. Г. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. - Владос, 2014.

5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – Владос, 2001. - 125с.

6. Шевченко С. Г., Бабкина. Н. В., Вильшанская А. Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М. : Школьная пресса, 2006. - 78с.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к поступлению в ДОУ в условиях Центра игровой поддержки ребенка "Теремок" встречает друзей, от года до трёх малышей! Чтоб с мамой учиться играть, мир новый в игре познавать! Что можно из теста слепить.

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

Опыт работы «Экологическое воспитание учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната» МСКОУ «Дедовская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» Творческий доклад на тему: «Осенние изменения в природе» подготовила:.

Доклад «Проектирование педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру,.

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания» Консультация для воспитателей по теме: «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания». Подготовила.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Презентация «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О. Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования».

Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ» Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования,.

Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ При построении индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 16 марта 2019 в 20:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД