Получи документы

Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»

Наталья Бугрова
Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Принцип индивидуализации является основополагающим принципом ФГОС. Подтверждение этому находим в пунктах Стандарта:

Публикация «Семинар для воспитателей „Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ“» размещена в разделах

• п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• п. 1.4 (принципы стандарта)индивидуализация дошкольного образования;

• п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

• п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

• п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

• п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.

Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами. Данный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Что это ИОМ?

Определение:

• это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

• это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития

Чем является ИОМ по отношению к воспитаннику?

Определение: это одна их форм педагогической поддержки личностного: социального, творческого и жизненного самоопределения ребенка.

Почему возникла необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов?

Введение в разработку и составление ИОМ обусловлено следующими факторами:

• растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;

• часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;

• появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. ;

• расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Итак, для кого проектируются ИОМ?

ИОМ проектируются :

• для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения образовательной программы,

• для дошкольников и для воспитанников с ограниченными возможностями,

• детей-инвалидов;

• для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Мы вплотную подошли к цели составления ИОМ. Назовите ее -

это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

2. организовать единую систему работы;

3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;

4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ИОМ может разрабатываться на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

При разработке ИОМ выделяются следующие принципы:

• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

• принцип соблюдения интересов ребенка (быть на стороне ребенка);

• принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.

• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

В ДОУ ИОМ включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

А сейчас ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИОМ

Разделы образовательного маршрута

Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Общая информация о ребёнке и семье. Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО, постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале. Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник. Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка. Стиль отношений ребё нка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей. Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности. В ДОУ ежегодно подаются сведения о детях «группы риска», в которых указывается вся необходимая информация (опекаемый ребенок, из неполной семьи) .

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ :

1. Этап наблюдения и начальной диагностики

Цель:

• Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.

• Определение причин трудностей ребенка.

2. Этап конструирования образовательного маршрута

Цель:

• построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

• определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Этап реализации

• создание условий для самостоятельной деятельности,

• организация совместной деятельности педагога с детьми через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия)

4. Этап итоговой диагностики

Проводится завершающая диагностика.

Цель:

выявить результаты действия маршрута.

ВСЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».

Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ

Итоговая диагностика.

Проводится завершающая диагностика.

Цель: выявить результаты действия маршрута.

Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).

Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

• Корректировка ИОМ

• Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2. Диагностика развития ребенка:

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

3. Наблюдение за поведением в группе:

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Публикации по теме:

Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации Всякий раз, когда вы ставите перед собой какую – либо цель, вам нужно расти и развиваться до такого уровня, который позволит вам достичь.

Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ» Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка по пению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Липецка Карта индивидуального образовательного маршрута.

Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка 2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка Для реализации потенциальных возможностей.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может.

Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги, рада всех приветствовать на нашем семинаре, который посвящён «Системе выявления и поддержки одаренных детей.

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника» Подготовила: Кокарева Т. А., воспитатель МДОУ «Детский сад №4 КВ» 2 слайд «Ключевые слова: нравственные понятия, нравственные качества, этические.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Семинар-практикум воспитателей ДОУ «Квест-игра новая игровая технология в ДОУ» Семинар – практикум воспитателей ДОУ Тема: «Квест – игра – современная игровая технология в ДОУ» Цель: формирование готовности педагогов.

Составление индивидуального маршрута одарённого ребёнка в ДОО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровск «Центр развития ребенка № 188» Индивидуальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД