Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС

Наталья Филоненко
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

Филоненко Наталья Николаевна, Баталова Елена Геннадьевна

(2 слайд)

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с "нормативно-развивающимися детьми". Поэтому педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети инвалиды.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться

(3 слайд)

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?

(4 слайд)

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ В ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Социально-коммуникативное развитие:

• -Центр ППД

• - Центр пожарной безопасности

• - Центр труда, уголок дежурств

• - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Познавательное развитие:

• Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

• Центр сенсорного развития

• Центр конструктивной деятельности

• Центр математического развития

• Центр экспериментирования

(5 слайд)

Речевое развитие:

• Центр речевого развития или уголок речи грамотности

• Центр «Будем говорить правильно»

• Центр «Здравствуй, книжка!»

• Логопедический уголок

Художественно – эстетическое развитие:

• - Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

• - Центр музыкально-театрализованной деятельности

Физическое развитие:

• Центр физического развития

• Центр сохранения здоровья

• Спортивный уголок «Будь здоров!»

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

(6 -7 СЛАЙД)

• 1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

• 2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

• 3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

• 4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

• 5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

• 6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

• 7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

(8 Слайд)

В чем заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ?

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

Когда в группе находятся дети с речевыми нарушениями, воспитателю следует помнить, что речь взрослых является примером для подражания. Произносительная сторона речи говорящего должна соответствовать нормам литературного языка, звуковой культуре речи, (т. е. хорошее четкое звучание речи, правильное ритмико-мелодическое оформление).

В детском саду разрабатывается тематическое планирование на год с учетом возраста детей. Каждую неделю обновляются лексические темы. Этот опыт позволяет расширить представления об окружающем мире, развивать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.

В программу воспитателей по развитию речи входят заучивание потешек, стихов, беседы по картине, составление рассказов по серии картин, пересказы прочитанных художественных произведений. Особое внимание уделяется инсценировкам сказок с детьми, кукольным спектаклям, играм с Би-Ба-Бо. Эти виды деятельности заинтересовывают детей, повышают их мотивацию к речевой активности, облегчают понимание и запоминание текстов.

В группе должна быть создана среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий, следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа, постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, логические цепочки, алгоритмы;

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

-посадка ребёнка осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Обеспечивая ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют разные маркеры: световые, цветовые атрибуты, сигналы. На лестничных проемах начало и конец перил обозначены цветными кубиками (можно надрезанные пластмассовые шары одеть с двух сторон на перила). Угол косяка дверного проема обозначается на уровне глаз ребенка полоской контрастного цвета длиной 40-50 см, на дверную ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеивают ориентиры из одинаковых объемных картинок. Взрослые обязательно сразу проговаривают ребенку, какие ориентиры есть в помещениях, по дороге из группы в другие помещения детского сада. В центре музыкального и в физкультурном залов на ковре фиксируют яркие цветовые ориентиры, которые помогают детям найти место при перепостроении.

- обязательное проведение зрительной гимнастики при высокой зрительной нагрузке во время фронтальных занятий (схемы-тренажеры для зрительных гимнастик);

- индивидуальное освещение рабочего места ребенка во второй половине дня (настольные лампы в зонах ИЗО-деятельности, книжных уголках и др.)

Чрезвычайно важен подбор адекватного дидактического материала (рельефного, контурного, яркого). Специалистам и воспитателям необходимо продумать, какие пособия, игры, ребенку с данным нарушением зрения будут доступны для восприятия.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) даёт рекомендации по подбору материала (цвет, форма, размер в соответствии с состоянием зрения ребенка, объясняет методически грамотное его преподнесение:

посадить ребенка с нарушением зрения следует ближе к рассматриваемому объекту, или использовать индивидуальную наглядность (дать ребенку в руки предмет или копию рассматриваемой картинки);

для устойчивости понятия, необходимо сочетать описания предмета с активным его исследованием, для этого следует предложить ребенку изучить его при помощи зрения, осязания, слуха и других анализаторов;

материал лучше располагать в вертикальном положении (на доске, мольберте или специальной подставке, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть; нужна хорошая освещённость, расположение на уровне глаз детей, предъявление материала на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии;

В лечебных целях, ребенку с нарушением зрения врач-офтальмолог может назначить не только постоянное ношение очков, но и ношение окклюдера (специальные глазные детские пластыри, которые применяются для заклеивания линзы очков, во время лечения амблиопии и косоглазия у детей) на некоторое время дня. В зависимости от того, какой глаз в этот момент открыт у ребёнка, педагог должен демонстрировать игрушку, иллюстративный наглядный материал перед видящим глазом.

(9 Слайд)

• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

- Схемы составления описательных рассказов, предложений

- Схемы последовательности действий

(10 Слайд)

• Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)

- Схемы и алгоритмы действий

- Модели последовательности рассказывания, описания

- Модели сказок

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

• Один из видов нарушений эмоционально-волевой сферы – расстройства аутистического спектра (РАС). По современным классификациям к ним относятся аутизм (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта, атипичный аутизм.

• Все эти расстройства отличаются снижением способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой. Ребенку сложно выразить собственные эмоции, понять эмоциональные состояния других людей; фрагментарность в восприятии и понимании происходящего, создает трудности в усвоении связи происходящих событий, а затем и в построении целостной картины мира. Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными, стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо организовывают себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.

• Поэтому для того, чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести некоторые изменения в помещениях.

• Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе.

• Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям.

• Визуальная поддержка: создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках.

• Одной из основных задач всех занятий является развитие коммуникации и коммуникативной функции речи. Все занятия должны быть четко структурированы и спланированы так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями, где сам ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют ребёнка. Другими словами, чередование внешних раздражителей по новизне, силе воздействия.

- Предметы для развития перцептивных действий

- Предметы для развития сенсорной сферы

- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины

- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

(11 Слайд)

• Предметно-развивающая среда для детей с НОДА

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

Но ведущим нарушением является двигательный дефицит. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется специально организованная пространственная среда, составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). И первое условие успешного обучения – это вертикализация и движения ребенка.

Самое главное при поддержке активности ребенка, помочь ему создать устойчивое равновесие, хорошо фиксированное положение. Вертикализация помогает ребенку не думать о переносе центра тяжести при любой смене позы (поворот головы, движение рукой, а обеспечивает правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем, дает силы для игровой, продуктивной деятельности. Вертикализация обеспечивается специальными приемами лечебной физкультуры, а также ортезами (фиксаторами головы и конечностей, вертикализаторами. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации.

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

(12 Слайд)

ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

(13 Слайд)

• Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

• Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектирование предметно-развивающей среды в группе ДОО в условиях реализации ФГОС до Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Организация безопасной предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи Актуальность Воспитание ребенка в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется,.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для детей 3–4 лет» Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (групповые.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр познавательного развития для детей с ОВЗ Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средство успешного формирования математических представлений детей.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Экология
Автор публикации:
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 17:23
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки