Папки-передвижки

Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Татьянина Наталья
Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития»

- содержит предметы и материалы, известные детям,

- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

- совсем незнакомые предметы и материалы.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ.

Публикация «Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка

Внутреннее убранство помещений детского сада подобно большому зеркалу. Оно отражает характер, стремления, интересы и даже маленькие слабости владельцев – педагогов и детей.

Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых отдельных объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.

В основе создания интерьера современного детского сада – целесообразность и красота, баланс инициатив взрослых и детей.

Цвета от фиолетово-красного до желтого известны как теплые или приближающие. Окрашенные ими поверхности стен и потолков кажутся более близкими, чем на самом деле.

Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечить потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов. Элементы декора – панно, картины и прочее можно назвать взрослой частью дизайна.

Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности.

Цветовая гамма: белый потолок, светло-желтый тон групповой комнаты, окрашенной вододисперсионной интерьерной краской.

Цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, постеры в рамах.

Светлые пол и стены создают впечатление простора. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержаны в единой цветовой гамме. Открытые полки-стеллажи выполняют роль разделителей пространства. Благодаря им групповое помещение делится на центры. Использование мобильных элементов обстановки на роликах (тумбы, столы, подиумы, которые легко можно перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:

Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью, во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие, подвижные.

Центр материалов. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки.

Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис

Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.

Центр искусства. столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На полочке шкафа-полке, располагаются работы детей по лепке.

Рядом расположена картинная галерея: выставка репродукций картин русских художников И. И. Шишкина, Левитана, Поленова.

Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования.

Центр природы и экспериментальной деятельности. На стеллаже располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре (кашпо одного цвета). На полочках хранится инвентарь для ухода за растениями, рыбками. В центре природы расположить аквариум на уровне глаз детей. На стене находится календарь природы.

Физкультурно-оздоровительный центр. расположен в нише одной из стен комнаты и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, кольцебросы, кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся, скакалки, нетрадиционное оборудование, и т. д.

Центр театрализованной деятельности. Большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки.

Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, грим, зеркало, парики.

Центр математического развития. Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер расположены на полке-тумбе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберт, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.

Уголок уединения. Он должен быть немного удален ото всех центров. Дуга в виде полукруга должна крепится к стене. Уголок уединения должен закрываться полупрозрачными шторами. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.

Центр книги. Книжный шкаф, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг. Стол со стульчиками для рассматривания книг.

Музыкальный центр. В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей по программе, голосов природы.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Пространство группового помещения должно быть полифункционально.

8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 04:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД