Папки-передвижки

Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации

Татьяна Святобогова
Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому

ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания

в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной

деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой

инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений

ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Публикация «Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации» размещена в разделах

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений

видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие

стереотипы.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской

Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским

дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для

обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным

запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус,

микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение

культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию

Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов

дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с

семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из

требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные

представители) должны принимать участие в разработке части

образовательной Программы Организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,

интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, а также о

Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,

вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Каждый детский сад должен проводить планомерную целенаправленную

работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,

эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое

пространство детского развития в ДОУ следует планировать работу в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,

ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по

обмену опытом.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.

В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:

- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

-вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

Основные задачи детского сада в работе с семьей:

- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :

1) доброжелательный стиль общения;

2) индивидуальный подход к каждому родителю;

3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;

4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей :

- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;

- учет индивидуальности каждого воспитанника;

- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;

- открытость и доступность детского сада для родителей;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- участие родителей в создании развивающей среды;

- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.

Функции ДОУ в работе с семьей:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;

6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.

Формы и методы работы ДОУ с семьей:

- Клуб по интересам

- "Круглые столы" по разнообразной тематике;

- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

- интервьюривование родителей на определенные темы;

- тематические выставки;

- консультации специалистов;

- издание тематического журнала для родителей;

- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;

- телефон доверия для родителей

- организация почты для родителей;

- конкурс «Дружная семья»;

- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;

- открытые занятия для просмотров родителей;

- создание портфолио семьи.

Важные моменты при организации работы :

а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;

б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;

в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей : на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;

г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.

Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.

Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т. д.

Как можно повысить авторитета педагога:

- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;

- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;

- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.

Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.

Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с

родителями, решая следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,

эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

• Поиск новых форм работы с родителями становится весьма актуальным.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня работает в режиме развития: представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Нами проведен анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирование, личные беседы на эту тему, помогли правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

«Круглый стол» по различным темам; проведение дней семьи в ДОУ для сближения родителей и детей в совместной деятельности «Театральный сундучок», «Литературный вечер», «Мы рисуем. Мир в красках», «Малая родина», «Мама – солнышко моё!», «Приобщение дошкольникам к истокам русской культуры. Изготовление тряпичной куклы» и др. ; оформление тематических выставок; консультации специалистов; семейные спортивные встречи «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны!», «Весёлая физкультура», «Вместе с папами» и др просмотры открытых занятий; творческие гостиные по обмену опытом семейного воспитания «Как сохранить и укрепить здоровье малыша», «Воспитываем мальчиков и девочек», «Ребенок и книга», «Рисуем вместе!», «Мужское воспитание» «Игра в жизни ребенка» и многие др; конкурсы семейных проектов «Моя родословная», «Малыш – крепыш», «Здоровье – это здорово!», «Они подарили нам мир!», «Как я провел лето», «Семейный отдых» и др; портфолио семейного успеха; день открытых дверей; разработка и изготовление для родителей буклетов, памяток, брошюр по актуальным темам; участие родителей в реализации длительных проектов «Быть здоровым – это здорово!», «Творчество воспитателя – залог успешности воспитанника», «Наш любимый город Омск!», «Пусть музыка дарит крылья!»; участие в работе сайта ДОУ.

Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ еще недавно казалось

такой большой проблемой. Однако, в результате проведенной работы

получены весьма позитивные изменения:

- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что

родителям интересно в ДОУ, они все чаще становятся инициаторами

взаимодействия, участия в совместных мероприятиях в ДОУ;

- воспитатели, проявляя творчество, стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям, к участию в создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

- изменился характер общения родителей и педагогов : взаимоотношения

стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,

предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.

Формальное общение исчезает;

- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно

влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в

себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют

инициативу в тех вопросах и видах деятельности, где видят интерес и активность своих родителей.

Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Работа с родителями, это процесс общения разных людей, который не

всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут

возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и

родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения

проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с

родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок

провел день, чему научился, каких успехов достиг, над чем ещё надо

поработать.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном

процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это

необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

дошкольного образования.

2. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентный подход в работе

дошкольного образовательного учреждения с родителями. - СПб: ООО

«Издательство «Детство- Пресс», 2013.

3. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и

родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2

4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 192с.

5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. М. : Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.

6. Киселёва Л. С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М. : Аркти, 2003 - 96 с.

7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20

8. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. : Издательский центр Академия, 2007 - 368 с.

9. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 06:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД