МААМ-картинки

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Екатерина Козлова
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Общее недоразвитие речи оказывает большое влияние на формировании у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов.

Публикация «Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.

Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст это период начала произвольности психических процессов, а так же период формирования психологической готовности к школе.

Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т. д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.

Нарушение формирования личности является одной из общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного развития. Л. С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию, тенденцию к ограничению социальных контактов, низкую самооценка, пониженный фон настроения, астенические черты личности, нередко ипохондричность, тревожность, легкость возникновения

страхов, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность.

Дошкольникам с ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте. Основные проявления данного факта неуверенность в себе, иногда это может сказываться на речевой активности ребенка, а так же на его взаимоотношении с социумом. К сожалению, одна из причин данного факта – взрослые, которые заостряют внимание ребенка на речевом дефекте, усиливая его переживания.

В. Г. Колягина провела исследование психологических особенностей страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи, и по результатам данного исследования можно сделать вывод, что для большинства детей с ОНР свойственны не только возрастные, но и специфические страхи. Устойчивость, интенсивность переживания и эмоциональная фиксация специфических страхов - вот основные характерные черты детских страхов детей с речевыми нарушениями. Детям дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием не свойственна такая фиксация на своих страхах, они не столь критичны к ним.

Речевой дефект отрицательно влияет на формирование самооценки. У детей с ОНР наблюдается робость, неуверенность в себе, ощущение своей маловажности и др. Уровень самооценки дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений.

Мотивация проявляется в стремлении к успеху в любой выполняемой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженная активность в случае неудач, снижение стремления к успехам. Зачастую реакция дошкольников с ОНР на неудачу отличается от реакции, наблюдаемой в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Согласно исследованию И. Ю. Кондратенко, детям с речевыми нарушениями трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Они не способны адекватно выражать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Таким образом, эмоционально-волевая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеет некоторые особенности :

· самооценка учащихся с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений;

· у детей с ОНР снижено стремление к успеху, такие дети более остро воспринимают неудачи;

· эмоционально-волевая сфера характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей.

Главным направление при коррекционной работе по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР должно быть появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Так же необходимо формировать у ребенка умение определять эмоции других людей и

выражать свои собственные эмоции. Это в свою очередь приведет к использованию эмоций как средства общения. А общение является одним из главных и основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 10:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД