МААМ-картинки

Особенности эмоциональной сферы леворуких детей

Асадчая Татьяна
Особенности эмоциональной сферы леворуких детей

Межполушарная асимметрия мозга

Леворукость как полностью не изученное явление на настоящий момент, притягивает к себе внимание многих исследователей различных областей науки. В настоящее время установлено много разногласий, связанных с особенностями эмоциональной сферы леворуких детей.

Изучая феномен «леворукость», нельзя не затронуть один очень важный аспект — асимметрию полушарий головного мозга. Большинство людей привыкло принимать головной мозг за единый орган, но на самом деле единство мозга складывается из функционирования двух его полушарий- правого и левого, которые тесно связаны друг с другом сложнейшей системой нервных волокон (мозолистым телом). Но оба полушария нашего головного мозга совершенно различны по организации и по выполняемым функциям.

Публикация «Особенности эмоциональной сферы леворуких детей» размещена в разделах

Так, межполушарная асимметрия — это характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями: при выполнении одних психических функций ведущим является полушарие левое, других — правое.

В конце прошлого века советским психологом А. Р. Лурия была сформулирована теория мозговой организации высших психических функций. На основании данной теории в настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.

Французский врач П. Брока обратил внимание на то, что параличи правой руки зачастую сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в настоящее время как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. Поль Брока доказал связь между нарушениями речи и повреждениями левой половины мозга и сделал вывод о том, что способность к артикулированной речи локализована в левом полушарии или, по крайней мере, зависит в основном от этого полушария. Изучая это явление, П. Брока сделал следующие открытия:

в левом полушарии находится моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции (моторную афазию);

в мозге существует строгая локализация функций;

полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении.

Исследования П. Брока несомненно важны для современной науки, потому что именно он впервые попытался связать предпочтение одной из рук и полушарие, ведущее по речи. Он выдвинул предположение о существовании определенного количества людей, у которых естественное превосходство извилин правого полушария изменяет явление на обратное, то есть полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке. Таким образом, у всех правшей ведущим по речи должно быть левое полушарие, у всех левшей — правое. Это правило оказалось справедливым для правшей, а леворукие, как, оказалось, разделились на две группы: у одних леворуких центры речи были в правом полушарии (противоположном ведущей руке, но у других, как и у правшей, они были в левом полушарии.

Вскоре немецкий психоневропатолог К. Вернике доказал тот факт, что наши способности : говорить, писать, читать и понимать устную речь могут проявляться благодаря работе левого полушария, так как поражение сенсорного центра речи в левом полушарии приводит к расстройству понимания речи (сенсорная афазия).

Российским психологом Е. Д. Хомской была разработана классификация типов межполушарной асимметрии или профилей латеральной организации мозга на основе оценки межполушарной асимметрии в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз). Она выделила пять основных типов профилей латеральной организации: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы («чистые» типы, либо ведущие системы различны (смешанные типы). Типы профилей латеральной организации (то есть разные типы межполушарного взаимодействия) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Они характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых, двигательных и эмоционально-личностных процессов.

Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у каждого полушария головного мозга есть индивидуальные функции. Рассмотрим подробнее эти функции.

Левое полушарие :

- специализируется на речи и абстрактном мышлении;

- отвечает за языковые способности и контролирует речь;

- обеспечивает теоретическое мышление, соответствие правилам, структуру речи, грамматическое оформление высказывания;

- отвечает за способность к чтению и письму, формирует ту часть словарного запаса, которая опирается на точные, дословно воспринимаемые обозначения;

- запоминает факты, имена, даты и их написание;

- отвечает за логику и анализ, детализирование, распознает все цифры, математические символы и производит все вычисления;

- обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно-соотнесенных названий. При слабом развитии левого полушария в словарном запасе могут отсутствовать такие названия цветов, как вишневый, цвет морской волны, багровый.

Все выше перечисленные способности в процессе взросления люди продолжают развивать и совершенствовать, и если у человека лучше других развита одна из этих способностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие:

- специализируется на обработке невербальной информации (выражена не в словах и цифрах, а в символах и образах) и конкретном мышлении;

- отвечает за целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, улавливает эмоциональную окраску речи;

- принимает участие в формировании лексического запаса: слова, образно отображающие предметный мир;

- отвечает творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации, за восприятие неречевых звуков, за музыкальные способности;

- способно воспринимать и обрабатывать много различной информации в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям;

- обеспечивает восприятие реальности во всей ее многогранности и полноте многообразия;

- обеспечивает словесное соотношение цветов при помощи простых названий базовых цветов, ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Таким образом, правое полушарие отвечает за функции, противоположные по своему значению тем, за которые отвечает левое. Тем не менее, невозможно использовать способности только одного полушария, ведь для нормальной жизнедеятельности, требуется слаженная работа обоих полушарий мозга.

Итак, к концу двадцатого века наука располагала достаточным количеством данных, теорий и гипотез в области изучения функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека, что стало основой современных представлений о взаимоотношениях между полушариями и базой для дальнейших исследований.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики»Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики» Описание: дидактическое пособие предназначено для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками старшего возраста,.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: - развитие.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 21:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД