Светлана Одинцова
Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Одинцова.
МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196.
В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением методов арт-педагогики. Особое внимание уделяется экологической направленности проведения творческой деятельности. Рекомендуется использование доступного и безопасного природного материала и выполнение определенных приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук и эмоциональной сферы у детей данной категории.
Ключевые слова:
Публикация «Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии „Природный дизайн“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
арт-педагогика, экологическая направленность, арт-терапия, природный материал, окружающая среда, эмоциональная сфера.
При работе с детьми, очень важным средством для познания мира и всестороннего развития эмоциональной и физической сферы является искусство. У детей с ограниченными возможностями сложная, особенная система восприятия мира и необходимо помочь им почувствовать многообразие окружающей среды и полноценно развиваться, с заботой о своем здоровье.
Арт-педагогика- это одно из направлений искусства, средствами которого укрепляется и формируется психологическое здоровье детей, а также развивается их творческий потенциал. При этом, благодаря легкости, доступности и игровой подачи материала, прекрасно решаются задачи эмоционально-волевого, познавательного и физического развития. Кроме того осуществляется и коррекция поведенческих особенностей.
Для того, чтобы осуществить эти задачи, в нашем саду организована студия : "Природный дизайн", в работе которой применяются методы и приемы арт-педагогики, стимулирующие положительную мотивацию художественной деятельности: показ образца, использование занимательных упражнений, поощрение, создание успеха для всех участников творческого процесса.
Работа студии также имеет экологическую направленность: материалы, которые используются в студии - природного происхождения. Это: камешки, раковины, перья птиц, солома, крупа и т. д. Все это безопасно и доступно, а в процессе деятельности у детей формируется бережное отношение к предметному миру. К тому же, благодаря изучению в процессе творчества различных по фактуре и внешнему виду материалов, развивается сенсорное восприятие и активное познание окружающего мира.
Темы и материалы мы подбираем по сезону. Например: листья, соломка, плоды и ягоды используются осенью. Зимой -камешки, перья, хвоя и кора сосны. Весной - раковины, зерна, глина. Так как детский сад работает и над проектом гарденотерапии, то тематика нашей студии соответствует совместной развивающей деятельности. Поводятся выставки, конкурсы, различные игровые программы в рамках экологической направленности.
Занятия в нашей студии, длительностью в 15-20 минут, проходят в три этапа:
1. Вводная часть. Период подготовки, когда дети настраиваются на то, чем они будут заниматься. Показ материала,объяснение. В это время происходит развитие эмоциональной сферы : слушание музыки, игровые моменты. Могут быть задействованы элементы арт-терапии. Например ребенок может пересыпать крупу, сравнивать фактуру камешков: гладкие, твердые, холодные. Осуществлять познавательные задачи, изучая материал.
Здесь самое главное-вызвать интерес ребенка, побудить к действию.
2. Творческий процесс. . Это создание рисунка или аппликации. Такая работа, как правило, осуществляется в индивидуальном порядке, с помощью тьютора, выполняющего вспомогательную роль. Помощь лучше всего оказывать словом или жестом, иногда в особых случаях, небольшой физической поддержкой, но не выполняя всю работу за ребенка. Дети сами должны участвовать в процессе создания рисунка. Только в этом случае развивается внимание, усидчивость, умение правильно держать кисточку, красиво и аккуратно укладывать детали аппликации.
Одна из задач работы нашей студии - тренировка мелкой моторики рук. И здесь уже важен индивидуальный подход. Для одних детей легко укладывать тонкие и хрупкие детали композиции в определенном порядке, а для других детей умение держать правильно кисточку является достижением. Поэтому мы иногда выполняем одну групповую работу, в которой принимает участие каждый ребенок, и радуется общему результату.
3. Завершение деятельности. Конечно для каждого ребенка важен положительный результат его деятельности. Поэтому в заключительной части занятия важно отметить успех всех детей, поделиться впечатлением. В этот момент также мы поддерживаем эмоциональную составляющую творческого процесса. Ребенок видит результат, который его радует и получает дополнительный стимул к дальнейшему творческому развитию.
Работа проводится небольшими подгруппами по 5-6 человек. В результате таких занятий с детьми формируется усидчивость, аккуратность, умение довести работу до конца.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ очень важно, чтоб дети были активны, испытывали интерес к своей деятельности. Методы и приемы арт-терапии в работе студии увлекательны и не вызывают утомления. И, что очень важно: у детей развиваются коммуникативные навыки, нормализуется эмоциональное состояние, что повышает их социальную адаптацию и облегчает в дальнейшем интеграцию в социуме.