Евгения Шпитонкова
Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт
о работе объединения детей по коррекции звукопроизношения
«Говори правильно»
дополнительной образовательной деятельности
по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции
Возраст детей: 5-7 лет, группы №4 /подготовительная/, группы №5 /старшая/
Срок реализации: 8 месяцев с октября 2015 года по май 2016 года
Составила: Учитель – логопед Шпитонкова Евгения Львовна
Публикация «Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения „Говори правильно“» размещена в разделах
Уровень: коррекционно – развивающий
Форма проведения занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.
Направленность : коррекционно - развивающая
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В старшей и подготовительной группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются заменяются, отсутствуют. Общее впечатление от речи : смазанность, невнятность. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы в первую очередь зачисляются дети с ТНР, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме объединения по коррекции звукопроизношения. Оъединение готовило к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, давало возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, могло актуализировать его внутренние ресурсы, включало механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения выполнялись специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционная гимнастика. Она представляла собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .Артикуляционная гимнастика являлась основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Для формирования правильной речи были созданы оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук являлась важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. Велась работа над правильным речевым дыханием для обеспечение нормального голосо- и звукообразование,
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данного объединения являлось развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Были выполнены следующие задачи:
1. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
2. Укрепление мышц артикуляционного аппарата
3. Подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
4. Развитие движений кистей и пальцев рук.
5. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развитие фонематических представлений и навыков.
Интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапная практическая и продуктивная деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывалась интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей
Коррекционная работа велась и выполнена с учётом современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Занятия проводились во вторую половину дня, два раза в неделю //вторник, пятница/ продолжительностью 15 -20 минут.
Каждое занятие включало в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения с карандашом)
3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений
Календарный план был выполнен.
Результатаы:
В конце цикла занятий у детей выработалась четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, поставлены и первично автоматизированы различные группы звуков.
Список детей, посещавших объединение детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»,
дополнительной образовательной деятельности
по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции
№
Фамилия, имя
Дата рождения
Состояние на начало обучения
Состояние на конец обучения