Марина Мальцева
Отчет о работе экспериментальной площадки по теме «Метод проектов в ДОУ в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения необходимо, с одной стороны, учитывать особенности развития дошкольного образования и социального запроса родителей дошкольников, а с другой - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних условиях нелегко, но возможно. И один из путей развития - это организация экспериментальной деятельности.
Публикация «Отчет о работе экспериментальной площадки по теме „Метод проектов в ДОУ в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
На базе нашего МДОУ детский сад «Светлячок» была открыта экспериментальная площадка по теме «Метод проектов в образовательной деятельности ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»
Слайд № 3
Тематика деятельности экспериментальной площадки определилась ее актуальностью
- поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса в связи с введением ФГОС
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Преимущества проектного метода :
• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Организация познавательной деятельности детей по методу проектов доставляет ребенку огромную радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Обучение своих воспитанников мы организуем в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения ими проблемных задач. Причем педагоги не предлагают детям варианты их решения, т. е. уходят от традиционного и привычного действия по заданному образцу.
Ребенку гораздо интереснее мыслить, чем запоминать, поэтому на занятиях, в повседневной жизни воспитатели чаще всего обращаются к детям с заданиями: подумать, догадаться, что-то усовершенствовать, спроектировать, найденное в процессе мышления решение становится прочным знанием для ребенка, нежели информация, которую ему предложили запомнить
Слайд №4
ЦЕЛЬ: Апробация и внедрение
в сферу воспитательно - образовательного процесса
метода проектов
-Разработка нормативно-правового обеспечения по организации муниципальной педагогической площадки
-Формирование готовности педагогов к активному участию в проектах, значимых для развития ребенка и роста профессионального потенциала педагогов
Существенным условием для начала успешной опытно-экспериментальной работы является готовность коллектива к этой деятельности.
Свою работу начали с глубокого и всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса, потенциальных профессиональных и творческих возможностей. Было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы.
Слайд №5
Проведя анализ, определив состав творческой группы, мы составили перспективный план экспериментальной работы на 3 года.
Слайд №6
1 этап. Организационно-аналитический (2012 -2013)
На данном этапе осуществлялась работа по созданию рабочей группы, определение состава участников эксперимента, творческих групп по решению задач экспериментальной работы и согласование направлений их деятельности.
Велась работа по формированию нормативно-правового обеспечение, регулирующего деятельность участников воспитательно-образовательного процесса, уточнялся и согласовывался план экспериментальной работы (по этапам)
Анализировались документы, регламентирующие введение ФГОС, систематизировались материалы, имеющиеся у педагогов ДОУ. Разрабатывались разделы годового плана по данной теме.
Для реализации подготовительного этапа проведена большая и целенаправленная работа.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:
• низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
• нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
Мероприятия направленные на повышение профкомпетентности педагогов по внедрению технологии проектной деятельности
тема
форма работы
сроки
«Теоретические основы проектной деятельности»
лекция Январь (2Н)
«Технология проектирования в работе с дошкольниками»;
семинар Январь (4н)
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
круглый стол февраль
«Обучение технологии проектирования»
практикум март
Оформлена документация по результатам подготовительного этапа экспериментальной работы.
Слайд №7
Итог первого этапа экспериментальной деятельности :
-сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства педагогов и как следствие – повышение качества содержания образования дошкольников;
-сформирован пакет нормативно-правового обеспечения регламентирующий деятельность участников.
-разработан перспективный план экспериментальной работы.
Слайд №8
2 этап практический (2013- май 2015)
На данном этапе идет работа по следующим направлениям
- созданию предметной среды в группах для исследовательского поиска
- проектно-исследовательская деятельность педагогов для развития познавательно-коммуникативных компетенция дошкольников
- коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность детей
- привлечение родителей воспитанников к проектно-исследовательской деятельности вместе с детьми
-создание банка проектов в детском саду
- обмен опытом педагогов на уровне РМО
-взаимодействие с социумом
В 2013-2014 учебном году педагоги детского сада приняли участие в общегрупповом долгосрочном проекте «С чего начинается Родина»
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
Для педагога:
o Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
o Расширить знания детей о растительном мире родного края.
o Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
o Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране
окружающей среды.
Слайд №9,10
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение двух лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод :
• проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
• обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
• осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
• реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Дети, участвующие в проектной деятельности :
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• самостоятельны и гибки в принятии решений;
• сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
• осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
• воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
В новом учебном году работа продолжится по плану экспериментальной
площадки. Больше внимания будет уделяться разработке детских авторских проектов и участие в них родителей.