Светлана Бидова
Отчет о результатах самообследования готовности детского сада к введению ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город курорт Ессентуки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Отчет
о результатах самообследования
готовности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 29 «Малышка» к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Раздел Содержание
Публикация «Отчет о результатах самообследования готовности детского сада к введению ФГОС» размещена в разделах
Пояснительная записка (введение) Образовательная деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 29 «Малышка» (далее – МБДОУ №29 «Малышка») осуществляется в соответствии с уставной деятельностью, с законодательством РФ и утвержденным программно-методическим обеспечением. Учредителем МБДОУ № 29 «Малышка» является Администрация городского округа город- курорт Ессентуки.
В связи с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в целях определения готовности МБДОУ № к введению ФГОС ДО была проведена процедура самообследования.
На основании приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» комиссия, назначенная приказом заведующего МБДОУ, провела процедуру самообследования на предмет оценки готовности организации к введению ФГОС ДО с 01.01.2016 г.
В процессе самообследования была проведена оценка:
• соответствия нормативного обеспечения введения ФГОС ДО;
• финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
• кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
• организационного обеспечения введения ФГОС ДО;
• информационного обеспечения введения ФГОС ДО;
• материально-технического обеспечения введения ФГОС ДО.
Результаты самообследования явились основой для подготовки отчета по результатам самообследования готовности МБДОУ №29 «Малышка» к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Соответствие нормативного обеспечения введения ФГОС ДО Для обеспечения введения ФГОС :
• Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, а также уровня образовательной организации:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» постановление от 15 мая №26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказы по МБДОУ №38 от 13.10.2015г «О проведении самообследования МБДОУ №29 «Малышка», «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации»;
• Должностные инструкции работников МБДОУ №29 «Малышка» (заместителя заведующего по воспитательной работе, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, помощника воспитателя) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
• Разработана и утверждена на педагогическом совете основная образовательная программы МБДОУ №29 Малышка» в соответствии с ФГОС ДО, нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность системы дошкольного образования, Уставом МБДОУ;
• Внесены изменения и дополнения в Устав МБДОУ № 29 «Малышка» в соответствии с ФГОС ДО;
• Внесены изменения и дополнения в локальные акты, регламентирующие деятельность МБДОУ.
Вывод. Подготовленный пакет нормативно- правовых документов в МБДОУ №29 Малышка» регламентирует введение ФГОС ДО
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО Источником финансирования МБДОУ № 29 «Малышка» являются средства, ежегодно выделяемые из средств городского бюджета на основе бюджетной сметы. Стабильно из местного бюджета выделяются средства на оплату труда работникам МБДОУ, электроэнергию, отопление, водоснабжение, продукты питания.
В целях обеспечения условий для улучшения материального положения семей вМБДОУ №29 «Малышка» за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов установлены льготы по оплате за содержание детей : за счет федерального бюджета Российской Федерации
-детям-инвалидам, детям сиротам.
За счёт средств местного бюджета
- детям сотрудников образовательных организаций
Информация о размере родительской платы за содержание воспитанников, предоставлении льгот и компенсаций, номерах телефонов необходимых организаций, размещена на информационных стендах МБДОУ №29 «Малышка», в родительских уголках групп, на сайте МБДОУ №29 «Малышка» (esad29.ru)
Важнейшими финансово-экономические принципами внедрения ФГОС ДО являются новая система оплаты труда работников образовательной организации и стимулирование качества. Средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций доводится до средней заработной платы в регионе
Вместе с тем существует проблема недостаточного финансирования на средства обучения и воспитания:
- приобретение социально-игрового оборудования для образовательно – воспитательного процесса;
-обеспечения доступа педагогических работников к электронным образовательным ресурсам;
- приобретение спортивного инвентаря, оздоровительного оборудования;
-приобретение дидактических материалов в соответствии с образовательной программой МБДОУ №29 «Малышка»;
-приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов;
подписки на актуализацию электронных ресурсов;
подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения;
оплату услуг связи, связанных с подключением рабочих мест педагогических работников к сети Интернет;
Вывод. Для реализации ФГОС ДО в МБДОУ требуется:
-создание автоматизированного рабочего места для каждого педагога (обеспечивающего доступ и использование современных электронных образовательных ресурсов для оптимизации учебно – воспитательного процесса в условиях выполнения требований к созданию психолого – педагогических условий;
-модернизация образовательного пространства
Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО Детский сад укомплектован в соответствии со штатным расписанием. Всего в ДОУ 52 работника. Должностной состав руководящих работников включает заведующего, заместителя заведующего по воспитательной работе, заместителя по АХР. Педагогических работников в организации 23 человека. Из них:
• воспитатели –18
• учитель-логопед - 2;
• музыкальный руководитель -2;
• педагог- психолог -1.
Укомплектованность педагогическими работниками составляет 100%.
Стаж педагогов: 0-10 лет –30%, 10-20 лет -43%, свыше 20 лет –27%.
Образовательный ценз педагогов: высшее – 35%, среднее профессиональное – 57 %, среднее (полное) общее 2 %, обучаются в ВУЗе 35% и в педколледжах – 4 %, что соответствует установленному лицензией нормативу. Кроме этого существует проблема профессиональной переподготовки педагогических кадров: лишь 39 % педагогов имеют профессиональное образование по направлению деятельности в дошкольной образовательной организации.
Квалификация педагогов: высшая категория –21%, первая –13%, соответствие занимаемой должности 56%, без категории – 56%, начинающие -10%.
В дошкольной образовательной организации проводится работа по планированию и осуществлению повышения квалификации педагогических кадров. Одним из планирующих документов является план-график повышения квалификации педагогов на 3 года, который разрабатывается заместителем заведующего по учебно- воспитательной работе. Выполнение графика подтверждается документами о краткосрочном повышении квалификации. В течение последних 3-х лет прошли курсы повышения квалификации по профессиональной деятельности по темам «Современное дошкольное образование: содержание, технологии и формы организации» - 13% педагогов, «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте федеральных государственных требований» - 34% педагогов. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
Условия Знают Владеют Опыт
Обеспечение эмоционального благополучия 100 % 85 % 67%
Поддержка индивидуальности и инициативы детей 96% 75% 56%
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях 89 % 73% 53%
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития 87% 71% 52%
Взаимодействие с родителями 97% 89 % 76%
Обслуживающего персонала в ДОУ – 31человек, среди них 11 помощников воспитателей. Помощники воспитателя имеют: среднее (полное) общее образование -6 чел. среднее непрофессиональное образование – 3 чел. заочное обучение -2 чел.
Вывод: квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников не в полной мере соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н.
В целях реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и обеспечения профессиональной готовности педагогических кадров к переходу на ФГОС ДО проведено :
• Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников МБДОУ;
• Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения;
• Педагогические советы, семинары, мастер-классы, открытые просмотры. конкурсы и другие мероприятия МБДОУ №29 «Малышка» по реализации ФГОС ДО;
• 34% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по программе «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Психолого –педагогические аспекты»
• Участие в городских семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО; (9)
• Изучение педагогами МБДОУ №29 «Малышка» материалов вебинаров по обсуждению и внедрению ФГОС ДО;
• Изучение базовых документов ФГОС ДО;
Выводы:
Необходима профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. (61 %)
Организационное обеспечение введения ФГОС ДО Для обеспечения введения ФГОС ДО в МБДОУ №29 «Малышка» :
• Проведено заключение трудовых договоров с педагогами организации;
• Разработана модель организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
• Разработана и реализуется система мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (с учётом приоритетной деятельности МБДОУ, определено как 60% и 40% от общего объёма Программы.
• Разработана и внедрена внутренняя система оценки качества реализации образовательной программы дошкольного образования;
• внедрена внутренняя система мониторинга педагогической деятельности по созданию психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями (по материалам ФИРО).
Информационное обеспечение введения ФГОС ДО Для обеспечения введения ФГОС :
• Осуществлено информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ДО на информационном сайте МБДОУ №29 «Малышка»
• Размещен на сайте МБДОУ № 29 «Малышка» Публичный отчет.
• Педагогами ДОО получена информация через открытые просмотры по различным видам деятельности по темам: «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях»,
• Проведены семинары по теме «Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
• Проведен педагогический совет по результатам самообследования.
• Размещен на сайте МБДОУ №29 «Малышка» отчет по результатам самообследования готовности МБДОУ к введению ФГОС ДО.
• Размещен на сайте МБДОУ № 29 «Малышка» отчет по результатам самообследования по показателям деятельности введения и реализации ФГОС ДО.
• Презентация лучшего опыта педагогов в соответствии с ФГОС ДО, принятие решения о применении их в организации.
• Спланированы консультации по запросам педагогов.
• Обеспечена публичная отчётность о ходе введения ФГОС ДО (Наличие в Публичном докладе МБДОУ № 29 «Малышка» раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС ДО).
• Размещение на сайте образовательной организации в разделе Федеральные государственные образовательные стандарты информации (фото- видео материалов) о мероприятиях с детьми, родителями и педагогами, проводимых в соответствии с требованиями ФГОС ДО
• Обеспечение открытости и доступности информации для родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС ДО через информационные стенды, родительские собрания, и заседания родительского комитета, через раздел «Родителям» на сайте МБДОУ № 29 «Малышка»
• Изучение мнения родителей (законных представителей воспитанников) по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение анкетирования на родительских собраниях.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО Организация расположена в одном здании, в котором функционирует 11 групп с проектной мощностью 280 мест. В МБДОУ № 29 «Малышка» имеется музыкальный и физкультурный зал с модульным и нестандартным оборудованием, лицензированный медицинский кабинет, методический кабинет с разнообразным материалом и пособиями в соответствии с ООП ДО, 2 кабинета учителя-логопеда, 11 групповых помещений. Регулярно предметно-пространственная среда групп пополняется в соответствии с тематическими неделями. Она обеспечивает все виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Однако, при самообследовании выявлено, что предметно-развивающая среда групп ДОО оснащена материалами для сюжетной игры на 39%, полифункциональными материалами – на 48%, материалами для игры с правилами – на 58 %, для изобразительной деятельности – на 89%, для конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, двигательной активности – на 67 %.
Вывод: предметно-развивающая среда недостаточно мобильна и разнообразна.
В МБДОУ имеются технические средства, обеспечивающие применение ИКТ в образовательной деятельности: мультимедийное оборудование – 1шт., ноутбук – 2шт., DVD-плеер –нет, телевизор – 3, компьютер – 1, принтер МФУ струйный А 4 цветной –1, принтеры лазерные – 1, средства телекоммуникаций: INTERNET и электронная почта -5 (у руководителя, заместителей по УВР и АХР, в бухгалтерии).
Вывод: материально-техническая база МБДОУ №29 не в полном объёме отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебному процессу, развивается, но это развитие не носит динамичный характер, есть трудности в реализации требований к созданию психолого – педагогических условий в образовательном пространстве.
Для реализации ФГОС ДО в МБДОУ требуется:
• Приведение санитарно-гигиенических условий в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
• Приведение условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
• Совершенствование и создание материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• Приобретение программно-методического комплекта в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного образования, являющейся основой реализуемой ООП ДО МБДОУ №29 Малышка»
Вывод Исходя из вышеизложенного, готовность МБДОУ № 29 «Малышка» к введению ФГОС ДО соответствует допустимому (удовлетворительному) уровню. При этом выявлены проблемы: кадровые, материально-технические, финансово-экономические условия, программно-методическая оснащённость и психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС частично соответствуют для введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Перспективы работы МБДОУ № 29 по подготовке к введению ФГОС ДО :
• Продумать возможность приведения санитарно-гигиенических условий в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
• Ходатайствовать для получения финансирования для приведения условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ
• Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО через развитие государственно –общественного управления в МБДОУ № 29 «Малышка» и развитие форм социального партнёрства