Ирина Михнёва
Постоянно действующий семинар как одна из форм по введению и реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Новое время. Новый статус дошкольного образования, новый уровень образования, социальная ситуация развития ребенка,– это очередные для педагогов кардинальные перестройки в образовании, связанные с введением ФГОС ДО.
Для многих, совсем недавно, возникал вопрос, нужна ли такая перестройка?
Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо, так оно предполагает качественно новую модель образования, в основе которой стоит обновление содержания, спроектированного на компетенциях педагога и направлениях развития ребенка.
Публикация «Постоянно действующий семинар как одна из форм по введению и реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Задачи, заданные Стандартом определили новый вектор на всех уровнях управления, в том числе и в методическом сопровождении.
Не секрет, что у вех, наверное, были большие трудности с введением ФГОС. Далеко не все педагоги принимали идеологию ФГОС.
Это было связано с неготовностью к смене поведения в организации детской деятельности; отсутствием опыта постановки целей и задач; проектирования своей деятельности. Имея богатый практический опыт, педагоги использовали его, но не видели ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, применяли однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Все это вызывало серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС. Как помочь педагогам перестроиться в соответствии с современными требованиями, как научить планировать, принимать решения и проводить рефлексию своей деятельности? Как вывести на новый профессиональный уровень?
Все это требует овладением определенными профессиональными компетенциями, основу которых составляет личностное и профессиональное развитие педагогов, большая роль в котором принадлежит методическому сопровождению.
В новой образовательной ситуации компетентность педагога определяется постановкой целью и задач, определением содержания и способами организации образовательного процесса; планированием и проектированием педагогической деятельности на основе анализа результатов. Всё это положено в основу методического сопровождения нашего дошкольного учреждения, позволившей изменить устоявшиеся стереотипы педагогов к организации образовательного процесса, в основе которого субъект - субъектный характер отношений, позволивший переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень.
Одно из направлений методического сопровождения в нашем ДОУ - научно - методическая и организационно - педагогическая поддержка педагогов в условиях введения ФГОС ДО, которая осуществляется через эффективные формы, способствующие быстрой адаптации в новых условиях. Среди традиционных форм, позволяющих педагогам реализовать свой профессиональный потенциал, в системе деятельности методической службы действует постоянно - действующий семинар, в рамках которого были организованы теоретические и практические семинары, разные по направленности. Семинар стал одной из продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов. В организацию работы семинаров положены основополагающие характеристики К. Ю. Белой: продолжительность, направленность задач, источник получения информации, актуальность и результативность в новой образовательной ситуации.
Тематика семинаров составлена на основе выявления круга проблем и задач через анкетирование «Готовность педагогов к освоению ФГОС ДО» и концептуальных положений обозначенных ФГОС ДО :
Изучение методологической основы и самого содержания образования в условиях ФГОС;
Освоение новых форм, методов и технологий в работе с детьми;
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия;
Создание условий в образовательной среде направленные на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений;
Изучение новых требований к результатам образования.
Цели семинара ориентированы на практический результат. При их формулировке были использованы такие выражения, как «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с новыми…» и т. д.
Активизации творческой и интеллектуальной деятельности педагогов способствовали активные методы обучения, реализующие информационную, ориентирующую и развивающую функции. Такие формы организации как «круглый стол», «деловая игра», «аукцион идей», способствовали развитию интеллектуальной культуры, освоению нового, стимулированию познавательной и творческой активности.
Один из самых популярных форматов проведения семинаров - «Круглый стол», как форма общения педагогов позволяет сделать коллектив самоуправляемым, поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Цель «Круглого стола» – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать общее мнение. Организационная особенность этой формы - отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. Обсуждение зависит от организатора и происходит в рамках нескольких смысловых блоков и позволяет осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие - то важные вопросы.
В ходе теоретического семинара «Федеральный государственный стандарт в ДОУ», педагоги не просто познакомились с понятием «ФГОС», «Стандарт», но и были вовлечены в диалог через проведение анализа структуры ФГТ и ФГОС (плюсы и минусы, составлению портрета выпускника, позволивших сконцентрировать внимание педагогов на те изменения, которые произошли в образовательной ситуации.
Одна из форм делового общения - дискуссия. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). В процессе дискуссии, участники, не просто выступают по какому - то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга. Обсуждая ориентиры Стандарта, концептуальные положения ФГОС к структуре ООП, минусы и плюсы ФГТ и ФГОС, педагоги аргументировали свою позицию, оппонировали мнению собеседника. В процессе дискуссии «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры», педагоги были вовлечены в процесс обсуждения данной темы, который потребовал более глубокого понимания необходимости определения результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров. Педагогам была предоставлена возможность высказать свое мнения по поводу оценки индивидуального развития, связанных с оценкой эффективности педагогических действий, положенная в основу их дальнейшего планирования. Одна из активных форм обучения - деловая игра способствовала решению педагогических задач:
- формированию у педагогов теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;
- приобретению практического опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитию теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формированию познавательной мотивации.
Особенностью деловой игры является то, что в процессе игры повышается интерес к данной теме, проявляется высокая активность, совершенствуется умение практически решать проблемы планирования, организации детской деятельности, формируются умения построения модели образовательного пространства, организации совместных занятий в форме партнерской деятельности. В целом такая форма проведения практического семинара, позволяет связать теорию с практическим опытом. В процессе совместной коллективной практической деятельности у педагогов формируется творческое мышление.
Практический семинар «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» позволил педагогам повысить свой профессиональный уровень в вопросах, связанных с изменением требований к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В процессе деловой игры с использованием элементов соревнования «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО», педагоги познакомились с новыми подходами к организации предметно - развивающей среды своих коллег, разработали памятки по проектированию среды. Одной из интересных форм проведения практического семинара является «аукцион идей» связанный со систематизацией и распространением педагогического опыта. В ходе семинара «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» педагоги познакомились с вариативными формами образовательной деятельности в рамках ФГОС своих коллег, обсудили основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований.
Перед нами старшими воспитателями часто встают проблемы, что необходимо для того, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником введения ФГОС ДО? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Как сформировать умение рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
С этой целью в своей педагогической практике широко использую такие формы обучения, которые обеспечивают подготовку педагогов к освоению нового, создают предпосылки для их быстрой адаптации в новых условиях.
Наблюдения из практики показывают, что только в процессе совместной практической деятельности и общении можно обеспечить активность педагогов, через систему интерактивных методов, ориентированных на «зону ближайшего развития».
Основной направленностью интерактивных методов является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Интерактивные методы предполагают активное участие всех педагогов, взаимодействие друг с другом в командах, парах, отстаивание позиции, своего мнения, уважение мнения других, ответственности за свою команду.
Основная цель «интерактива» - создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Наиболее распространенные интерактивные методы в работе постоянно- действующего семинара :
работа в малых группах.
мозговые штурмы, метод «шесть шляп»
«Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени)
Опрос по цепочке (ответ одного педагога прерывается в любом месте и предлагается следующему);
индивидуальную работу
организацию работы в группах
презентацию результатов
анкетирование
обсуждение.
игры «правильный ответ»
моделирование (повышает интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе).
Одной из интерактивных организационных форм в работе семинара стала система тренингов («Дружный творческий работоспособный коллектив - это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др., которые способствовали формированию у педагогов уверенности в себе, адекватной самооценки, развитию самоконтроля, снятию тревоги, умению работать в одной команде, готовности преодолевать трудности, развитию творческих способностей. Такие тренинги помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества.
Тренинги дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки. Один из важных моментов в семинаре – рефлексия, которая трактуется как анализ знания с целью получения нового знания. Рефлексия помогает сознательно регулировать, контролировать свое мышление, проводить самоанализ и переосмысление своей деятельности.
Рефлексирующий воспитатель задаё тся вопросами: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает педагога постоянно осмысливать и поддерживать свою профессиональную позицию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В ходе постоянного использования рефлексивных технологий в своей педагогической практике использую «Рефлексивную мишень», «Письмо самому себе», «На выходе», «Ключ» и др. Я считаю, что семинар, как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога, является реальной возможностью преодолеть трудности освоения ФГОС, реально не только ответить на вопрос «Что делать, но и как делать?», освоить новые практики, изменить подходы к организации образовательной деятельности, ориентированные на успешную ситуацию развития ребенка.
Организация постоянно – действующего семинара способствовала позитивному восприятию новых ориентиров в образовании, повышению мотивации к освоению нового, желанию постоянно развиваться и повышать свое профессиональное мастерство.
Проведенная работа, безусловно, дала хороший результат, педагоги довольны, хотят работать дальше, а это – главное. Приятно видеть, когда после проведения таких мероприятий все уходят с хорошим настроением, уверенными.
За этот период в ДОУ прошло 12 семинаров. Результативность работы постоянно- действующего семинара оценена через критерии эффективности:
-систематизация знания по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;
-психологическая готовность к работе в новых условиях;
- изменение подхода к организации образовательного процесса;
-проявление профессиональной инициативы;
-повышение положительной мотивации, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию;
-проявление готовности к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;
-участие в диссеминации опыта по реализации ФГОС ДО.
Организация постоянно действующего семинара позволила вывести педагогов новый уровень образования, радикально переосмыслить сложившиеся подходы к профессиональной деятельности.
В перспективе – желание провести семинары в форме методических посиделок, «Панельной дискуссии творческих групп».
Литература:
1. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическим кадрами ДОУ. – Санкт – Петербург. Детство - ПРЕСС, 2012. – 96 с.
2. Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Просвещение. – 1997. – 372 с.
3. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 199 с.