Ирина Марченко
Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №16 г. Ейска МО Ейский район
Отчет по организации
опытно-экспериментальной деятельности с детьми
Подготовила :
воспитатель -1 категории
Марченко И. П.
г. Ейск
2020 г.
Публикация «Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей: мы рисуем, лепим, поём, танцуем, но больше всего нам нравится познавать окружающий мир. Дети очень любопытны, любознательны и впечатлительны, задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу. Именно поэтому для наших почемучек мы совместно с родителями решили оборудовать уголок экспериментирования: фартуки, контейнеры, лупы, воронки, мерные ложки, стаканы, одноразовую посуду, губки, поролон, пенопласт, салфетки (бумажные, тканные, вискозные, влажные, магниты, ватные палочки и диски, спринцовки, трубочки для сока, суши и многое другое.
Ведущими задачами экспериментирования являются:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
- ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;
- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.);
- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;
Задачи реализуются в процессе применения разнообразных методов и приё мов: -проблемно-поисковый метод; - активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.); - наблюдения за объектами и явлениями; -- проведение опыта, эксперимента; - беседы с элементами дискуссии; - познавательный рассказ воспитателя; - чтение познавательной литературы; -просмотр иллюстраций в книгах -энциклопедиях для детей.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности развивающая предметно- пространственная среда была дополнена приборами и оборудованием:
1. Лупы, микроскоп, веревки, пипетки, линейки, фонарик, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса, микроскоп.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (крупы, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т. д., бросовые (пробки, палочки, трубочки и т. д.).
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, пенопласт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага.).
• Опыты «Песочная страна». Цель: выявить свойства песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
• НОД на тему «Бумага, ее качества и свойства».
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
• Опыт «Песок и глина». Цель: учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить почему песок и глина по- разному впитывают воду.
2. О природных явлениях (солнце, вода, игры с ветром, со снегом и т. д.).
• Игра-экспериментирование «Здравствуй, солнечный зайчик».
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
• Опыт «Узнаем, какая вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
• Эксперимент «Вода, лед, снег». Цель: Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
• «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
• На прогулках велись наблюдения за неживой природой, отмечались сезонные изменения в погоде.
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
• Опыт «Посадка лука».
Цель: формировать у детей умение вести длительное наблюдение, уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Изменения, происходящие с луковицей, дети вместе с воспитателями фиксировали в альбоме наблюдений, формулировали выводы.
• На прогулке дети вместе с воспитателем отмечают изменения во внешнем виде деревьев, кустарников в разное время года. Выделяют характерные признаки внешнего вида разных пород деревьев. В ходе НОД по художественному творчеству дети отражают, опыт, полученный в результатах наблюдений.
4. О способах исследования объекта.
• Игра «Чудесный мешочек».
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, определять на
ощупь самый твердый предмет.
• Игра «Узнай запах». Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением.
• Игра «Найди по звуку».
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
5. О предметном мире.
• Опыт «Плавает или тонет». Цель: формировать умение различать свойства предметов. Приучать экспериментальным путём, проверять свои суждения ( определять: плавает или тонет, анализировать, делать выводы.
• Эксперимент «Легкий - тяжелый».
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
• Игры- экспериментирования: «Мыло-фокусник» (игры с мыльными пузырями, «Необычное рисование» (Раздувание капельки краски на листе бумаги с помощью трубочек).
6. В уголке для родителей были помещены статьи на темы: «Изучаем снег», «Непоседа-исследователь».
В итоге, мы видим, что дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальная деятельность - это очень увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детей.