МААМ-картинки

Отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе

Ольга Шкода
Отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе

Игра– это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Публикация «Отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе» размещена в разделах

Игра занимает в жизни малышей важное место. В основе игры лежит личный опыт ребенка и, чем он богаче, тем больше возможности воспроизвести его в игровой, условной форме. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Педагогу следует в своей работе не только учитывать и опираться на детский реальный опыт, но и активно его формировать. Поэтому, работая с детьми младшего дошкольного возраста, наблюдая за их игрой, отметила, что игрового опыта у них еще нет, не проявляют интерес к игрушкам или на короткое время их привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними; игровая деятельность у них как бы «запрограммированна». Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, часто не специфических (постукивали, сосали, грызли). Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровые действия с ними и закладываются основы сюжетной игры.

Выделяю этапы становления игровой деятельности :

Манипуляция с предметами.

- Предметные и предметно-игровые действия с игрушками.

- Действия с предметами заместителями в сюжетной игре.

- Действия с «мнимыми» объекта и переход к условным действиям – жестам.

- Этап становления сюжетно- ролевой игры, где действие или предмет, замещается движением или словом.

После изучения методической литературы, прохождения курсов, диагностики игры детей моей группы поставила перед собой задачи:

- Научить разнообразным играм и игровым действиям моих малышей, играть не только рядом, но и вместе, объединяя действия одним сюжетом.

- Быть готовой играть с ребенком на уровне его потребностей, помочь ребенку решить его игровую задачу доступным для данного ребенка способом:

• подражанием

• использование указательного жеста

• по образцу

• по речевой инструкции

Для решения задач по обучению детей процессуальной игре использую комплексный подход.

Организую предметную среду.

Игровую комнату оформляю яркими пятнами, где обязательное присутствие четырех основных цветов (прихватки, салфетки, посуда, чайный сервиз и т. п). Это постоянно побуждает детей к игре и им интереснее наблюдать за предметно - игровыми действиями взрослого, обучаться и подражать действиям педагога. В групповой комнате организую зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляю игрушечную посуду; обустраиваю уголки для приготовления еды, укладывания спать игрушек; наборы одежды. Куклы разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные и другие). В определенных местах размещаю машинки, строительный материал, резиновые игрушки животных для разыгрывания различных сюжетов, ставлю наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т. д. Учитываю удобство игрового пространства, у детей должна быть возможность играть как поодиночке, так и небольшими группами. Детям удобно играть в игровых зонах, игрушки все доступы, игровое пространство не ограничено.

Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравиться.

Обогащение жизненного опыта детей:

- организую, наблюдения за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментирую их действия;

- привлекаю их к посильному участию в жизни группы : выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

- обогащаю не ситуативный опыт детей: читаю им книжки, рассматриваем вместе и обсуждаем картинки, рассказываем истории из жизни взрослых, других детей и пр.

- организую, наблюдения детей за предметно - игровыми действиями взрослого, обучаю их воспроизводить, подражать действиям педагога при обыгрывании сюжетных и дидактических игрушек.

Личностно- ориентированное общение воспитателя с детьми:

Каждый новый год моей работы начинается с адаптационного периода. В этот период решается одна из важнейших задач:

- Наладить доверительное отношение с каждым ребенком

- Установить с ним эмоционально-положительный контакт подарить малышам минуты радости

- Попытаться вызвать у них положительное отношение к группе, к детскому саду

- Вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Ведь малыши очень чутко реагируют на отношения взрослых. Они не будут играть, если почувствуют равнодушие взрослого к игре, фальшь в поведении или чрезмерное обилие поручений. Подсказка на каждом шагу как бы усыпляет инициативу ребенка, ограничивает его активность.

В ходе игры стремлюсь к равноправному партнерству, обращаюсь к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраиваю свои действия к действиям ребенка. Стараюсь в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, т. е. проявляю заботу и внимание. Наблюдаю за игрой, проявляю интерес к действиям малыша, поощряю его, радуюсь тому, как он хорошо играет. Это все стимулирует игровую инициативу детей. Играя с детьми, помогаю ему адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

На начальных этапах обучения важно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам и научить их играть рядом, не мешая друг другу. Для этого использовала специальные приемы:

- Привлечение внимания ребенка к действиям с игрушкой другого ребенка.

- Обмен игрушками между детьми.

- Положительная оценка ребенком действий сверстника по подсказке взрослого.

Но при всем этом, необходимо пробудить игровую активность детей и разнообразить ее. Тут выступаю инициатором игры, дети являются лишь активными наблюдателями.

Поддержка игровой инициативы ребенка :

Методические приемы:

- Демонстрация игрушки.

- Показ педагогом действий с игрушками.

- Совместные педагога с ребенком предметно-игровые действия.

- Обучение детей отраженному выполнению действий с игрушками.

- Самостоятельное обыгрывание игрушек.

Демонстрируя игрушку (собачку, кошку, корову, петушка, ежа, учу ребенка первым игровым действиям с ней : - Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: «Ав! Ав! Аф!».

-Саша, как лает собачка?

Ответ Саши: -«Ав! Ав!».

- А собачка еще ходить умеет? Посмотрите, как она ходит, переваливаясь с ноги на ногу, и бегать за малышами: «Ав! Ав!», а еще она умеет вставать на задние лапки, вот так, и просить сладости: «Ав! Ав!». Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? И т. д.

Игры «Кто в домике живет», «Покормим зайку», «Матрешка пришла в гости» и др. – выполняя действия с игрушками, стремлюсь вызвать эмоциональное отношение ребенка к обыгрываемой игрушке, поддержать интерес к разнообразным действиям с ней. Обращаю внимание на облик животных, предлагаю им погладить игрушку – зверька, покормить его, взять игрушку в руки, поиграть с ней: поплясать, погулять с ней по группе : «Вышла курочка на травушку, похаживает, она деток на травушку приманивает. – Ну-ка, деточки, цыплятки, все за мной, все за мной…».

У детей появилось желание действовать с игрушками – животными. Проводилась кропотливая, систематическая работа по обучению каждого ребенка умению действовать с игрушками. Эти игры помогли мне в активизации детей, в объединении их в небольшие группы по 2-3 малыша.

Дальнейшим этапом моей работы для повышения знаний детей было внесение в совместную деятельность картинок, отображающих игру детей, действия взрослых, сказочных героев. После рассматривания этих картинок дети получили представление о предметах, которые необходимо было брать для той или иной игры.

Приятно отметить, что мои малыши хорошо понимали содержание картин и некоторые действия переносили в свою игру. Так дети научились катать друг другу мяч по скамейке, прокатывать мяч в воротца.

Интересно проходили игры с использованием литературных текстов. Например, при чтении стихотворения А. Барто «Бычок» использовала кроватку-люльку с постельными принадлежностями, игрушечного бычка. «…спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок…». Укладывая бычка на глазах у детей, сопровождала свои действия стихами. Кроватка вместе с бычком была внесена в игровую зону, если кто-то из детей обнаруживал кроватку пустой, тут же начинались поиски бычка, и игра возобновлялась.

Наблюдая за игрой,видно, что дети играют с любимыми куклами и машинами, в основном все заняты игрой.

Необходимо закрепить игровые навыки в совместных играх с взрослыми и расширять в процессе самостоятельной деятельности игровой опыт детей.

На первом этапе старалась сформировать предметно-игровое взаимодействие, т. е. умение играть вдвоем, парами. Начинала игру сама, предлагая ребенку поймать катящийся к нему мяч; повозить в коляске куклу, мишку, катание тележки, вагончиков, привезти кубики для постройки домика, строительство башенок, обыгрывание постройки и т. д.

Выстраивание последовательности игровых действий.

Наблюдаю и учу не только изолированным игровым действиям с игрушками, но и выстраивать цепочку из них, объединенную жизненной логикой, т. е. учу сначала большому числу игровых действий, а затем игровых сюжетов, а главное - учу отображать жизненные ситуации. «Куклы уже поели, они, наверное, хотят теперь спать». Заранее подготавливаю два комплекта постельных принадлежностей, сдвигаю между собой два стульчика (кроватки). Укладываем спать. «Они поспали – хотят умываться, купаться, гулять, играть с собачкой и т. д.».

В работе с детьми широко использовала систему дидактических игр: «Назови игрушку», «Напоим куклу чаем», «Построим зайке домик», «У нас порядок», «Расскажем мишке, как надо встречать гостей» и др. Дидактические игры использовала самые разнообразные (по содержанию, используемому материалу, форме проведения, так как овладение ребенком прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества упражнений.

Самостоятельная игра детей проходит более успешно, если в не последовательно вовлекаются условно-образные и реалистические игрушки, а затем игрушки заместители. Важно помнить, что эти игрушки должны напоминать реалистический предмет.

При введении в игру предметов-заместителей первоначально осуществляла игровые действия с ними (подношу ложку-палочку ко рту куклы, намыливаю куклу мылом кубиком и при этом словесно указываю на условное значение предмета) : «Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и смысл производимого с ним действия: «Намылю голову, теперь спинку, лапки. Водичкой смою мыло, ой мишке в глаза попало, заплакал. Маша, принеси водички, я ему глазки промою, ой вода горячая, что нужно сделать? – Добавить холодной. Вот помоем теплой водичкой глазки, он не будет плакать».

Отметила, что введение в игру предметов-заместителей значительно расширяют ее горизонты, делают более интересной, содержательной, творческой.

Виды игрушек:

I.вид – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов.

II.вид – условные (прототипические, лишь условно воспроизводящие детали предмета (плита, на которой нарисованы конфорки и духовка).

III.вид – предметы – заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении (камушки, пуговицы, ракушки).

Наблюдая за играми детей, отметила, что родители очень мало помогают в закреплении игровых навыков, полученных детьми в группе, поэтому родителям предложила анкеты. Проанализировав заполненные анкеты, увидела две крайности: или родители совсем не обращают внимание на игры детей, пытаясь заменить живое общение игрушками. Или играют в современные компьютерные игры, используют много технических игрушек.

Нет комплектов игрушек, таких как кроватки, столы, коляски, одеяла или миски для кормления, коврика для сна, поводка для прогулок для игры с собачкой, нет настольно-дидактических, театральных игр – забав.

Решила провести консультацию по использованию игр и игрушек для детей этого возраста. Оформила папку – передвижку с вопросом: «Какие игрушки нужны вашему малышу?».

Возрос подлинный интерес и внимание к игре детей со стороны родителей.

Обобщающий материал:

• Необходимо предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

• Играть с детьми, помогая им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

• Формировать умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

• Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

• Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т. д., использовать мотивы знакомых сказок.

• Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т. д.).

• Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит. д.).

• Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Играть роль за себя и игрушку.

• Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

• Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Публикации по теме:

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг» Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «И зимой и летом лук – это наш лучший друг» Воспитатель.

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Дидактическое панно для комплексной игровой деятельности по сенсорному развитию детей с ОВЗ «Конек-горбунок»Дидактическое панно для комплексной игровой деятельности по сенсорному развитию детей с ОВЗ «Конек-горбунок» Дидактическое панно «Конек-горбунок» Называю его с любовью -"Конь-людоед" «Я его слепила, из того что было…», а потом что было - то и.

Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Елочка-красавица» для младшей группыИгровой комплекс по развитию мелкой моторики «Елочка-красавица» для младшей группы Игровой комплекс «Елочка красавица» мы провели накануне Нового года. Он продолжает серию тематических игровых комплексов для развития.

Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группыИгровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «Кукла Маша стала грустной» Цель: Закреплять представления о труде врача (врач приезжает.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группеКонспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группе Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Откуда пришла булочка» Воспитатель Горюнова Ольга.

Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии»Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» Как хочется каждому ребенку быть успешным, чтобы любое начатое дело завершилось победой, и любимый взрослый сказал бы: «Какой ты молодец!».

Планирование игровой деятельности во второй младшей группе «Добрый доктор Айболит» Сюжетно - ролевая игра: «Добрый доктор Айболит» Цель: познакомить детей с профессией врача, разнообразить ролевое участие детей в игре,.

Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе)Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе) Конспект совместной деятельности воспитателя и детей – сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (младшая группа). Задачи:1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 08:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД