Феоктистова Олеся Николаевна
Отчет по самообразованию «Формирование сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Формирование сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» выбрана мною не случайно. Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Также движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, так как предметная игра является ведущим видом деятельности ребенка. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является:
-выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
-подборка материала по развитию сенсорных способностей у детей 3– 4 лет средствами дидактических игр; -развитие у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление); -формирование сенсорных эталонов (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве); -знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; -воспитание познавательного интереса, любознательности; -развитие обследовательских умений и навыков; -развитие мелкой моторики рук; -повышение уровня педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
1. Афанасьева, И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / И. П. Афанасьева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 221с.
2. Белкина, В. Л. Психология раннего и дошкольного детства / В. Л. Белкина. – М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2015. – 371с.
3. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / С. М. Вайнерман. – М. : Владос, – 2015. – 42с.
4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 134с.
5. Жичкина, А. Н. Значимость игры в развитии человека / А. Н. Жичкина // Дошкольное воспитание, 2017. – №4. – С. 2-6.
6. Кирпичникова, Н. Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание, 2015. – №2. – С. 76-78.
Работа с детьми:
В этом году я разработала дополнительную образовательную программу «Веселые пальчики» для детей 3-4 лет, где большое внимание уделяется пальчиковым играм, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи. Создана картотека пальчиковых игр.
В своей работе с детьми я использую игры с элементами новизны, неожиданности, включением сюрпризного момента, что стимулирует детскую активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. В этом году были созданы такие дидактические игры как: - дидактические игры на определение величины: «Большие и маленькие фигуры» (фланелеграф, «Какой мяч больше», «Цветочная поляна». Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- дидактические игры на определение формы : «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Найди свой домик», «Поставь заплатку», «Найди пару», «Чудо-крестики». В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- дидактические игры на определение цвета: «Разноцветные бусы», «Помоги курочке разложить яички», «Подбери по цвету» (игра с прищепками, «Разноцветные дорожки» (игра с прищепками, «Подбери серединку к цветку», «Чудо-крестики». Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать башенку, собрать бусы. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Для развития слухового ощущения я использую аудиокассеты с записью детских песен и загадок. Технические средства повышают интерес детей, делают процесс обучения занимательным.
Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки (игра «Развесь платочки», «Подбери для шаблонов недостающие детали из прищепок», тарелочки (игра «Подбери к блюдцам чашки», баночки (игра «Шумящие баночки», пуговицы (игра «Пирамидка из пуговиц», «Узор из пуговиц», крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, крупная соль (игра «Узоры на подносе», «Найди клад», всевозможные макароны (игра «Мастерим бусы», фасоль, горох (игра «Раз фасоль, два фасоль», «Продолжи ряд», которые я и использую на своих занятиях. Также, в своей работе я использую упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала - все, что развивает движение руки. Очень актуально создание тематических сенсорных песочниц, которые могут быть самыми разнообразными (снег, песок, галька, аквагрунт, желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох, нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки). Ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой.
Дети с большим удовольствием занимаются в Центре воды и песка, где предлагаю следующие игры: с большими и маленькими игрушками, а иногда с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Дети пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Обучающиеся сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком, дети пересыпали его, делали из него постройки. Сюда, также, были включены игра для ориентации в пространстве «Внизу-наверху», игра на ознакомление свойств предметов «Легкое-тяжелое».
Все дидактические игры по сенсорному развитию подбираю с учетом принципа наглядности, доступности и прочности, системности и последовательности. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды.
Таким образом, применение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять координацию его результатов.
Также я проводила работу с родителями:
Подготовила консультации для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать», памятку «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие», буклет «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Рекомендации родителям: «Дидактические игры своими руками». Изготовление плана для работы дома «Домашнее задание». Фотоотчет родителей «Рисуем и лепим вместе с мамами и папами». Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Очень много дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.
Работа с педагогами:
Консультация на тему: «Значение игровой деятельности в развитии игрового восприятия».
Вывод: осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года я заметила, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно - практическую деятельность. Работа в этом направлении будет продолжена и на следующий год.