МААМ-картинки

Отчет по самообразованию педагога-психолога «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Бусаргина
Отчет по самообразованию педагога-психолога «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Цель: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы.

2. Подбор оптимального диагностического инструментария по определению готовности к школе детей.

Публикация «Отчет по самообразованию педагога-психолога „Психологическая готовность детей к школьному обучению“» размещена в разделах

3. Определение эффективных методов работы педагога-психолога с детьми.

4. Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.

5. Выбрать эффективную коррекционно-развивающую программу по сопровождению детей к школьному обучению.

Особый интерес вызвала у меня тема «Психологическая готовность детей к школьному обучению». Изучив эту тему, я поняла, что проблема готовности детей к школе очень актуальна и важна в нашем современном мире, в мире, где используются инновационные методы обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых и сверстников. В этот период психика детей старшего дошкольного возраста проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. В воспитании и развитии личности необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, формирование способностей в разных видах деятельности, воспитание высокой культуры, высшие чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные, воспитание способностей к сопереживанию и ответственности. Важно знать общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей. Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

Программно - методическое обеспечение Материально-

техническая база Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами

1. Приобретение литературы по формированию готовности детей к школьному обучению;

2. Приобретениеаудиопособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала.

3. Приобретение книг о развития познавательной деятельности у детей.

4. Приобретение новых изданий по работе с детьми на развитие мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, мелкой моторики.

1. Обновление уголков информации для родителей

2. Картотека игр на развитие психических процессов, волевой регуляции нетрадиционное оборудование для оздоровления детей.

1. Диагностика детей;

2. Индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия. 1. Наглядная информация в уголке для родителей: Папки – передвижки, брошюры, памятки по темам «Критерии готовности к обучению в школе»; «Возрастные особенности 6-7 лет. Кризис 7 лет»; «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности»; «О самостоятельности детей»; «Оказание родителями психологической поддержки детям»; «Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»;

«Какую школу выбрать, «Социальная готовность к школе».

- Родительские собрания: «Психологическая готовность детей к школе»; «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на развитие ребенка»; «Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению». 1. Семинар

«Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению»;

2. Консультации «Интеллектуальное развитие детей подготовительной группы»

При изучении литературы повысила психолого-педагогические знания по теме : «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Диагностика велась по следующим методикам

1. Г. Л. Урунтаева – диагностика речевого развития ребенка.

2. Беседа (общая осведомленность)цель: определение уровня психологической готовности к обучению в школе.

3. Стандартная беседа Н. Неживой.

4. Тест “Соедини фигуры” – развитие наглядно – действенного мышления.

5. Методика “9 картинок” – оценка развития кратковременной зрительно – пространственной памяти.

6. Методика “Корректурная проба” – определение уровня развития произвольного внимания.

7. Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна Йирасека.

Осуществляя выполнение одной из задач, выбрала более приемлемую рабочую программу коррекционно-развивающего сопровождения детей в детском саду.

Также в рамках работы над темой была проведена следующая работа:

- Оформление папок-передвижек в приемных группы;

- Оформление стендовой информации;

- Разработаны рекомендации по данной теме для родителей и педагогов;

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. В связи с этим, родители (по возможности) посещали предложенные им мероприятия.

При работе над данной темой столкнулась со следующими трудностями:

- Родители не принимают активное участие в развитии и воспитании своего ребенка, ссылаясь на свою занятость.

Таким образом, проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2016 - 2017 учебном году необходимо определить следующие перспективы:

- Провести цикл открытых занятий с детьми для родителей, с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей;

- Организовать образовательный проект «На пороге в школу».

Литература

1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М. Р. Битянова. – М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н. И. Гуткина. –СПб. : Питер, 2009. – 208 с.

3. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] : пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с.

4. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию педагога-психолога «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 07:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД