Севда Мамедова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие.
Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи:
Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
Обобщение опыта работы по теме самообразования;
Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы :
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб : "КАРО” 2007.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
3. Никитина А. В. Казакова Р. Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с
5. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М : ООО "Скрипторий 2003” 2006.
6. Тюфанова И. В.» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
7. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с.
8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
9. Р. Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
10. О. В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Результаты работы с родителями по теме самообразования: :
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования» :
пополнена РППС (Центр ИЗО)
Работая в ДОУ, я обратила внимание что, в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, рисунки однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу, в частности меня заинтересовали техники нетрадиционного рисования.
Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством.
Поэтому в основу моей работы по теме самообразования положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования.
Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Работу с детьми я строила так, чтобы дать им элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг.
Познакомившись с методической литературой Г. Н. Давыдовой, А. В. Никитина А. В., Р. Г. Казакова по нетрадиционным техникам рисования, я нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:
сформировать у детей технические навыки рисования;
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
привлекать детей к работе с различными материалами упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.
В группе я создала следующие условия внедрения нетрадиционных техник : организовала предметно-развивающую среду (зону художественно- эстетического развития)
Результатами работы в данном направлении должны стать:
активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Дети могли рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть и работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольберта.
Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на в совместной деятельности с детьми в индивидуальной и в групповой работе, а также в свободной деятельности детей. Я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами могут выбирать тот или иной способ нетрадиционного рисования.
Проводя цикл деятельности с использованием разнообразных нетрадиционных техник выяснилось, что у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, а за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт моей работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Вывод: В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников и раскрывают творческий потенциал ребенка, повышают интерес к художественно- эстетической деятельности, развивать психические процессы, улучшают эмоциональный фон.
Современный педагог-это ИКТ – педагог, где И – интеллект, К – коммуникабельность, Т – творчество. Поэтому педагог должен всегда заниматься своим самообразованием, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.