Получи документы

Отчет по самообразованию учителя-дефектолога «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ»

татьяна деменева
Отчет по самообразованию учителя-дефектолога «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ»

Отчет по самообразованию. Тема: «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ на занятиях дефектолога».

Учитель-дефектолог : Деменева Т. В.

КОУ «Няганская коррекционная школа-интернат

для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

Публикация «Отчет по самообразованию учителя-дефектолога „Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах

Игровые технологии – современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности, обучающихся осуществляемых средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Целью занятий дефектолога, является коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На занятиях решаются следующие задачи:

1. Формирование положительной учебной мотивации.

2. Снятие эмоционального напряжения.

3. Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, развитие, мышления, воображения, развитие речи).

Для решения поставленных задач я использую традиционные методы: словесные, наглядные и практические. Особое внимание уделяется практическим методам.

Необходимо отметить, что обучение проходит в игровой форме, что положительно влияет на формирование у детей элементарных умений и навыков ориентироваться в новых несложных заданиях. Работа по данной теме ведется второй год. За этот период для работы подобрано множество игр и наглядностей.

Занятия дефектолога - это всегда разнообразная деятельность, основанная на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося.

Каждое занятие начинается с пальчиковых игр, разминок для зрения и др. Доступные коррекционные задания воспитывают в детях интерес к учебному процессу, дарят комфорт и ощущение успеха.

Советы дефектолога. 19 игр для развития мелкой моторики рук.

- Пластиковую бутылку (баночку) попросите наполнить разноцветными бусинками, мелкими пуговицами кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами.

- Распределение цветных помпонов, клубочков ниток по ячейкам контейнера для яиц. Эта игра учит называть цвета, различать их, раскладывать по ячейкам, сортируя по цветам. ( Для игры вам понадобятся: контейнер для яиц палочки для коктейлей (желательно разноцветные) рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца. Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги).

- На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку (шпажку, коктейльную трубочку). Попросите надеть на нее колечки, сырые макаронные изделия.

- В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную цилиндрическую трубку. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что дети будет заполнять емкость, вкидывая предметы (клубочки, помпоны) в трубу.

- Дайте детям ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия коробочки с дырочками, дуршлага ушными палочками.

- Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета. Эта игра поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику.

- Учимся прикреплять скрепки. Для игры понадобятся цветные скрепки и кружочки (полоски, квадратики, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на фигуры так, чтобы их цвета совпадали.

- Заворачиваем в фольгу (бумагу, ткань) предметы или игрушки. Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет.

- Для этой игры берем разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и закидываем их в емкость через отверстие в крышке (пластиковые контейнеры).

- Нанизывание фигур на веревку. Для этого вырежьте из поролона фигуры разной формы, проделайте в середине отверстие и попросите нанизать их на веревку.

- Игра «Нанизывание на веревку» Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок. Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете вы или решает ребенок.

- Игра «Учимся клеить наклейки» Распечатайте принтером или нарисуйте геометрические фигуры на листе бумаги, а затем попросите наклеить на них наклейки.

- Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»(пуговицы с большими дырочками, или вырезать из картона «пуговицы»)

- Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы» Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.

- Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую». Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки. Попросите переложить пробки из одной емкости во вторую.

- Игра с водой. Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

- Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните, что нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.

- Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук. Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек, баночек и выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.

- Игры с карандашами, с природным материалом: каштаны, орехи, косточки от абрикоса. Предложить удерживать предметы между пальцами, поочерёдно, сначала одной рукой, затем двумя руками.

В ходе работы использую данные игры на занятиях.

Игра «Математические часы». Цель игры - дать возможность детям закрепить имеющиеся математические знания и представления.

Задачи игры: развитие памяти, воображения, логического мышления;

расширение и активизация словарного запаса детей, умения высказывать собственные суждения; закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; умения составлять и решать арифметические задачи; актуализация знаний о геометрических фигурах и умений видеть знакомые геометрические фигуры в предметах окружающей действительности; формирование элементарных представлений о времени, умения определять и называть последовательность дней недели.

Работая с часам, можно изучать прямой и обратный счет, состав числа, составлять и решать примеры на сложение и вычитание и многое другое.

При помощи дидактического пособия «Математические часы» можно играть в следующие игры:

1. Игровое упражнение : «Найди пропущенные числа».

Цель: закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Дети рассматривают «Математические часы», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

2. Дидактическая игра: «Найди соседей числа».

Цель: закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Ставим карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагаем детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки.

3. Игровое упражнение : «Отгадай число».

Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать логическое мышление.

Даем детям задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: выставляем стрелочки часов на пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть. Назовите числа, которые составят число три (ставит число вверху). Дети стрелочками должны показать (один и два, два и один). Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять).

4. Игровое упражнение : «На что похоже».

Цель: продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Дети рассматривают и называют картинки на «Математических часах». Выставляем геометрическую фигуру и просим детей назвать её, определить какой предмет похож на данную фигуру.

5. Игровое упражнение : «Круглый год».

Цель: закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.

Учитель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:

- Назови соседей весны.

- Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.

- Назови соседей зимы.

- Назови зимние месяцы.

- Какой месяц идет после января.

- Назови месяцы по порядку.

6. Игровое упражнение : «Составь неделю».

Цель: закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Учитель раздает детям карточки с цифрами и предлагает их разместить в окошки на часах. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Учитель выясняет : «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (дети обосновывают свой ответ).

А так же для закрепления количества и счета использую следующие игры:

«ПРЯТКИ»

Назвать цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. (Усвоение числового ряда, развитие внимания).

«ПОКАЖИ СТОЛЬКО ЖЕ»

Цель: упражнять детей в счете.

Материал: карточки с изображением предметов от 1 до 10.

Показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал учитель.

«КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ»

Цель: упражнять детей в счёте на расстоянии.

Предложить детям найти группы игрушек, мебели, вещей. (По 8,10 и т. д.). Можно заранее поставить группами игрушки, геометрические фигуры.

«СДЕЛАЙ СТОЛЬКО ЖЕ»

Учитель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т. д.). Затем дети должны объяснить сколько раз они приседали и почему.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.

Предложить детям пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы или игрушки, дети поворачиваются и должны объяснить, что изменилось.

«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»

Дети играют парами. Учитель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим. Игра продолжается.

«У КОГО СТОЛЬКО ЖЕ КРУЖКОВ» ИЛИ «ПОКАЖИ ЦИФРУ»

Цель: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.

Материал: 2 палочки; числовые фигуры или цифры по 4 карточки на каждого с разным количеством кружков или цифр (4, 5,6,8).

Учитель предлагает достать фигуры (цифры) из конверта и положить их в ряд перед собой, затем объясняет задание: «Я буду стучать палочкой о палочку, а вы будите считать сколько раз я стукнула, с закрытыми глазами. Те, у кого есть карточки, на которых столько же кружков (цифр, сколько раз я постучала, поднимут их.

«ПОСЧИТАЙ ЯБЛОКИ»

Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.

«СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ»

В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры учитель задает задание, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Работа дефектолога безгранична и разнообразна и это только лишь часть того, что можно использовать на занятиях. По результатам коррекционно-развивающей работы наблюдается положительная динамика в развитии детей : во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль, повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию учителя-дефектолога «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ»
Опубликовано: 10 октября 2020 в 13:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД