Кривошеева Людмила Викторовна
Отчёт о работе по проекту «Азбука маленького финансиста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях экономическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальным. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Поэтому темой нашего проекта была выбрана «Азбука маленького финансиста»
Публикация «Отчёт о работе по проекту „Азбука маленького финансиста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : недостаточный уровень знаний детей об использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения. Поэтому мы решили направить все силы для реализации нашего проекта.
Во время работы над проектом мы обеспечили психологическое благополучие и здоровье детей. Развивали коммуникативные навыки, связную речь, активизировали словарь. Формировали познавательный интерес к теме финансовой грамотности. Создавали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Развивали игровую деятельность. Формировали навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Слайд
Цель проекта : Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В ходе проектной деятельности мы решали такие задачи:
- формировать первичные экономические представления и компетенции;
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
- воспитывать социально-личностные качеств и ценностные ориентиры, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Слайд
При организации проекта мы использовали "Модель трёх вопросов"
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
В заполнении модели принимали участие дети и их родители: так как они видели, что появилась новая интересная тема; как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; и смогли сразу же внести свои предложения, понять, в чем нужна их помощь.
Слайд
Была составлена паутинка по проекту. Вы видите её на слайде.
Познавательное развитие
НОД «Что такое деньги».
«Дом, в котором «живут» деньги», «Доход семьи»,
«Путешествие денежки».
Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор). «История денег» (презентация Физическое развитие
Подвижная игра «Едём в магазин», «Найди домик для монеты» Формы взаимодействия с семьёй
Подбор родителями литературного и иллюстративного материала
Помощь воспитателям в оформлении макетов банкомата, вырезание контуров «денежных купюр и монет»
Оформление альбома «Какие бывают деньги».
Оформление фотовыставки «Профессии наших родителей»
Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет», «Профессии», «Купи другу подарок», «Угадай, где продаются»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». «Супермаркет» Художественно-эстетическое развитие
Комплекная НОД Изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».
Режимные моменты
Рассматривание книг, иллюстраций и альбомов по теме,
Игровые упражнения «Давайте познакомимся»
Организация уголков финансовой грамотности
Речевое развитие
НОД «Дом, в котором «живут» деньги», Рассматривание альбома «Какие бывают деньги».
Восприятие художественной литературы
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», А. Толстого «Приключения Буратино» Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций по теме, игры с «денежными купюрами и монетами»
рассматривание картинок и альбома по теме.
Слайд
На основе паутинки для реализации проекта был составлен план, который состоял их 3 этапов:
Вы видите его на слайде.
Подготовительный этап
Беседа: «Что такое деньги».
.Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание альбома «Какие бывают деньги».
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Знакомство с понятием «деньги»
1 неделя
Деятельный этап
Подбор методического материала.
НОД «Что такое деньги».
«Дом, в котором «живут» деньги», «Доход семьи», «Путешествие денежки».
Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор). «История денег» (презентация
Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет», «Профессии», «Купи другу подарок», «Угадай, где продаются»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». «Супермаркет»
Подвижная игра «Идём в магазин»
НОД «Дом, в котором «живут» деньги», Рассматривание альбома «Какие бывают деньги».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», А. Толстого «Приключения Буратино»
Оформление конспектов НОД, картотек игр в папку.
Изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».
Подбор родителями литературного и иллюстративного материала
Помощь воспитателям в оформлении макетов банкомата, вырезание контуров «денежных купюр и монет»
Оформление альбома «Какие бывают деньги».
Оформление фотовыставки «Профессии наших родителей»
Рассматривание иллюстраций по теме, игры с «денежными купюрами и монетами», рассматривание картинок и альбома по теме.
Организация уголков финансовой грамотности 2-5 недели
Подведение итогов реализации проекта прошло в форме квест-игр «Путешествие в страну Экономику», «В поисках клада».
Заключительный этап
Квест-игры «Путешествие в страну Экономику», «В поисках клада».
Презентация проекта 6 неделя
Для реализации проекта мы использовали :
• Книги, картины, альбомы для рассматривания по теме «Финансы», «Труд»
• Презентации по теме
• художественной литературы для детей по выбранной тематике
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры
• оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
• Материал для занятий по экономике в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины
• Интернет-ресурсы, ПК.
Очень полезна для нас была помощь родителей: они приняли активное участие в подборе литературного и иллюстративного материала, в оформлении уголков: подборе материалов, изготовлении макетов банкомата, игр.
Предлагаем вам проектную деятельность в фотографиях:
Слайды
В рамках работы по познавательному развитию были проведены: занятие «Что такое деньги» «Дом, в котором «живут» деньги», «Доход семьи», «Путешествие денежки». Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор). Просмотрена презентация «История возникновения денег».
В рамках работы по художественно-эстетическому развитию была организована комплексная непосредственно образовательная деятельность по изготовлению чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Магазин».
Социально-коммуникативное развитие: при проведении дидактических игр «Кто трудится, кто играет», «Профессии», «Купи другу подарок», «Угадай, где продаются», сюжетно-ролевых игр «Магазин». «Супермаркет» ребята закрепили знания закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, дали новое понятие «товар», «цена», «покупка»; воспитывали культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
С целью развития мыслительных действий, расширения и активизации словаря детей были проведены занятия по образовательной области «Речевое развитие» «Дом, в котором «живут» деньги», рассматривание альбома «Какие бывают деньги».
Во время работы над проектом мы познакомили детей с художественной литературой: А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях. Ребята рассмотрели иллюстрации к книгам.
Для развития двигательной активности и закрепления знаний организовали игры Подвижная игра «Едём в магазин», «Найди домик для монеты»
В старшей и подготовительной группах были созданы уголки финансовой грамотности
Во всех группах оформлены картотеки игр по финансовой грамотности и фотовыставки «Профессии наших родителей»
Ожидаемые результаты
Мы думаем, что по завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• Знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• Знать несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
• В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• Проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работаю родители, как ведут хозяйство и т. д.);
• замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
• проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
• Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
• Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
• Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
• Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
• Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
• Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
• Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Слайд
Вывод: таким образом, реализация проекта способствовала формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, взаимопонимания детей, педагогов и родителей.