Василенко Галина Анатольевна
Отчёт об использовании учителем-логопедом ИКТ, сот и ТСО в коррекционном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт об использовании учителем –логопедом Василенко Г. А.
МБДОУ№12 г. Моздока информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других современных образовательных технологий (СОТ) и ТСО в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) и других современных образовательных технологий (СОТ) и ТСО (технических средств обучения) в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повышает мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Публикация «Отчёт об использовании учителем-логопедом ИКТ, сот и ТСО в коррекционном процессе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей.
В условиях МБДОУ №12 г. Моздока осуществляю использование ИКТ, СОТ и ТСО в различных видах коррекционно-образовательной деятельности. При подборе иллюстративного материала к занятиям, при оформление документации, отчетов,стендов, в совместной деятельности, на праздниках и развлечения,при обмене опытом педагогов и педагогической компетенции у родителей.
В своей работе я использую следующие средства ИКТ,СОТ и ТСО: компьютер (ноутбук, мультимедийное оборудование; принтер; телевизор; магнитофон; фотоаппарат, ламинатор (для оформления дидактических пособий).
По переподготовки и повышения квалификации работников образования прошла обучение на курсах «Информационные технологии в деятельности педагога ДОУ» и теперь успешно применяю эти знания на практике.
В системе деятельности ДОУ работу с ИКТ строю по трем направлениям:
1. Использование ИКТ при организации коррекционно-образовательной работы с детьми.
2. Использование ИКТ в процессе организации методической работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Использование ИКТ в коррекционно- образовательной деятельности учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии использую в коррекционно –методической работе с документацией:
MicrosoftWord- использую при оформлении всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процеcса: график работы учителя-логопеда; циклограмма; список детей логопедической группы; рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д…
• С применением ИКТ создала электронный портфолио учителя-логопеда: документация по воспитанникам ; паспорт кабинета; перспективные планы коррекционной работы; конспекты занятий по лексическим темам и грамоте; мониторинг; разные программы для ФФНР,ОНР и т. д.
ПрограммуExcel-применяю для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований-мониторингов;
MicrosoftPaint – работа с рисунками. Использую при диагностики звукопроизношения, понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно- пространственного восприятия.
MicrosoftPowerPoint–использую в работе с презентациями
(по звукопроизношению, уточнению и активизации словаря, грамматического строя речи, развития связной речи, в работе с родителями и педагогами).
Разработала презентации :«Гимнастика Весёлого язычка»; «Пароходик плывёт в гости –звуки Л, Ль»; «Рычащий тигрёнок – звуки Р,Рь»; «Цирк»; «Свистелки- свистящие звуки»; «Приключения змейки», «Зоопарк», «Волшебный цветок» и т. д.
Логопедические проекты с применением MicrosoftPowerPoint:
«Логосказки в коррекционной работе с детьми»; «Сказкотерапия»; «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»;
«Наш домашний логопед»и т. д.
Презентации для педагогов:«Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»,«Дизартрия у детей»,«Виды прикусов», «Аутизм», «Профилактика речевых нарушений», «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми», и др.
Наличие компьютера в кабинете позволяетактивно использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры:
• Программа «Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы:фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.
• «Учимся говорить правильно».
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так - же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Познавательно-речевые игры с сайта «Мерсибо».
Портал «Мерсибо» предлагает игры поформированию активного словаря, звукопроизношения; развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. С использованием флешки «Конструктор картинок -2» можно составлять самостоятельно игровые задания и упражнения с красочными картинками. Все пособия ламинирую с помощью ламинатора.
• Логопедические тренажёры. На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания. Игровые упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Сильный ветер», «Воздушные шары», «Кораблик-плыви» и др.
• Игры по лексическим темам:«Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Деревья», «Овощи в корзинке», «Фрукты», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные»,«Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки» и т. д.
Использования интерактивной доски: Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски, комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора.
Имеется подборка презентаций по лексическим темам; по звукопроизношению (свистящие, шипящие, соноры): «Гимнастика Весёлого язычка»; «Пароходик плывёт в гости –звуки Л, Ль»; «Рычащий тигрёнок – звуки Р,Рь»; «Цирк»; «Свистелки- свистящие звуки»; «Приключения змейки», «Зоопарк», «Волшебный цветок» и т. д.
Диски к ТСО (магнитофон)с записями : «Звуки природы» ,«Трудные звуки», «Логоритмические игры и упражнения Е. Железновой», «Пальчиковые игры» и др.
Учебно-развивающие диски: «Уроки тётушки Совы – Азбука малышка»; «Уроки тётушки Совы – Арифметика малышка», «Уроки живой природы», «Уроки безопасности» и другие
Активно использую в своей коррекционной работе сеть Интернет:
• Узнаю и активно применяю из сети Интернет самые последние новости в сфереобразования; материалы по коррекционной работе.
• Подписана на интернет порталы: «Дефектолог», ИПП «Мерсибо», maam.ru, «Говорушка», «Логоумничка», «Центр Речи «Каркуша», «Логопед-мастер», «Логомаг» и др
• знакомлюсь с новинками педагогической литературы;
• обмениваюсь профессиональным опытом в Сети интернет;
• имею личную страничку и веду блог на сайте maam.ru.
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми.
Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.
Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.
Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.
Использование ИКТ во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.
ИКТ позволили изменить условия взаимодействия с педагогами и родителями. Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, мастер-классов,консультаций,тренингов, семинаров, круглых столов и т. д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.
• Мультимедиа - презентация содержит текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.
• Организуются видеогостинные, отражающие жизнь ребенка в ДОУ: фронтальные, индивидуальные занятия; подборкавидеозарисовок о повседневной деятельности детей. Такая форма работы интересна родителям, поскольку она позволяют увидеть ребенка вне дома и лучше понять коррекционный процесс.
Логопедические проекты для родителей и педагогов с применением MicrosoftPowerPoint: «Логосказки в коррекционной работе с детьми»;
«Сказкотерапия»; «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»; «Наш домашний логопед» и т. д.
Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт. На сайте МБДОУ№12 г. Моздока mozdok-dou12@mail.ru https://4495.maam.ru родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку на другие полезные сайты и полезную литературу. Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов WhatsApp позволяет наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.
Распространение опыта:
1. Обмен опытом– Проект «Сказкотерапия»на РМО для учителей-логопедов, 30.11.2017г.
2. Обобщение опыта работыв форме открытого показа на РМО для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми», 19.02.19г
3. Мастер-классы для педагогов ДОУ в форме презентаций: «Логосказка–Волшебный цветок»; «Сказкотерапия»,«Дизартрия у детей»; «Дыхательная гимнастика»; «Артикуляционная гимнастика»; «Аутизм», «Виды прикусов», 2018г
4. Размещение материалов из опыта работы на сайте: maam.ru.
Родительское собрание в форме КВН «Мои любимые сказки по проекту «Сказкотерапия»,07.06.18г. ;
Фотоотчёт: Мастер –класс «Весёлый язычок»,25.09.18г. ; Фотоотчёт «Пособия по дыханию»,26.11.18г. ;
Мастер-класс для учителей-логопедов:«Логосказки в коррекционной работе с детьми», 22.02.19г;
Конспект логопедического занятия «Путешествие в зоопарк»07.05.19г. ;
Сценарий выпускного утренника в логопедической группе «Праздник чистой речи – Страна знаний»,20.05.19г;
Консультация для родителей: «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?», 05.08.19г. ;
Консультация для педагогов: «Использование стихов, скороговорок,чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей», 26.08.19г. ;
Консультация для воспитателей: «Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи детей с детьми 5-6лет», 07.10.19г. ;
Фотоотчёт «Консультативная помощь учителя-логопеда в рамках регионального проекта: «Поддержка семей, имеющих детей», 08.12.19г. ;
«Предметно-развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда в ДОУ», 09.02.20г.
5. Дистанционные вебинары на «ИПП МЕРСИБО»;«ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»
«Педагогическая диагностика в детском саду в соответствии с ФГОС»- длительностью 4 часа, 07.09. 2017 г. ;
«Интерактивные способы автоматизации поставленных звуков у детей с ОВЗ»- длительностью3 часа, 06.09.17г;
«Создание базы дидактических пособий логопеда и дефектолога с помощью игрового материала и Конструктора картинок» - 2 часа,01.03.17г;
«Особенности применения интерактивных игр в комплексных занятиях логопеда и психолога» - 3часа, 16.05.18г;
«Приёмы развития фонематического восприятия у детей с ОНР в условиях ДОУ и частной практики при помощи ИКТ» 3 чача, 15.08.18г;
«Создание базы собственных пособий по постановке и автоматизации звуков с помощью Конструктора картинок» -3 часа, 24.10.18г;
«Составление индивидуальной программы обучения и развития с ОВЗ с помощью специализированной программы КИМП» - 3 часа, 12.12.18г;
«Развитие фонематического восприятия детей с ЗПР и ЗРР»- 3 часа,06.11.19г;
«Применение интерактивных игр в структуре занятий по запуску речи»-3часа,18.12.19г;
«Использование развивающих настольных игр «Ребус» на индивидуальных и групповых занятиях в ДОУ»- 3 часа, 23.01.19г;
«Оперативное составление Рабочей программы специалиста дошкольного профиля. Разбор вопросов по обновлению» - 3 часа, 22.01.20г
6. Участник и призёр конкурсов сайтов: «АПРель–Ассоциации педагогов России» https://apr-el.ru; «Планета педагогов» www.planeta-p,space«Педагогический успех»; «Российский институт онлайн образования имени Константина Ушинского»(2017г-2020г)
Вывод: Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. При формировании личностных предпосылок образовательной деятельности компьютерная техника помогает учителю-логопеду на коррекционных занятиях:
• на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
• на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
• на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
• на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
• на этапе развития связной речи.
Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
И в заключении хочу сказать, что успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок учебной деятельности согласно ФГОС ДО.