Раиса Федотова
Отчёт по дополнительному кружковому образованию
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по дополнительному образованию
кружка «Тештине»
/изучение мордовского - эрзя языка/
с детьми старшей группы
с 2019- 2020 уч. год.
Подготовила:
руководитель кружка «Тештине»
Федотова Р. М.
Уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России – важнейший принцип жизни нашего общества, сохранения национальных традиций, культурных ценностей, возможности говорить и читать на родном языке – священное право каждой нации.
Публикация «Отчёт по дополнительному кружковому образованию» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Сохранение исторических ценностей национального населения мордовского народа поддерживается широкой педагогической общественностью. Ведь ни в коем случае нельзя допускать, чтобы растворился язык народа, ушли в прошлое образцы прикладного искусства.
Я, считаю, что приобщение детей к национальной культуре следует начинать с детства. Необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа. Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы прикладного искусства, оказывают развивающее действие. В любых фольклорных произведениях высвечиваются природа, образ жизни, душа народа. И именно это способствует раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.
В дошкольных учреждениях республики практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане кружковой работы, но при таком обучении довольно сложно сделать его средством общения.
В течение 2019-2020 учебного года в МДОУ № 66 я проводила кружок «Тештине». Кружок посещало 20 детей. Он проводился 2 раза в неделю, во второй половине дня. В начале учебного года выявила, умеют ли дети говорить на эрзянском языке. Выяснилось, что говорящих детей нет.
Мною составлен перспективный план работы. Так же проводила работу с родителями, давала необходимые консультации, беседы.
Предполагаемая программа «Тештине» предназначена для организации работы по обучению детей 5-6 лет одному из мордовских языков (эрзянскому) в условиях русскоязычного дошкольного учреждения. Изучение мордовского (эрзя) языка, сопоставление его с родным языком (русским, татарским и другими) вносит определённый вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребёнка.
В процессе обучения мордовскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать мордовскую речь на слух и говорить по-мордовски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений, а также владеть несложными образцами связной речи.
Развитие связной речи занимает важнейшее место в процессе обучения детей мордовскому (эрзя) языку. Владение связной речью, которое даёт детям возможность вступить в интересное общение друг с другом на мордовском языке, повышает их интерес к занятиям, учебной деятельности.
Работу я начинала с активного усвоения слов и фразовых конструкций эрзянской устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Игрушки», «Моя семья», «Овощи и фрукты» и другим. Эти темы мне помогли плавно ввести детей в словесный мир элементарного эрзянского языка, отражающий предметы и явления окружающего мира, ребёнка в детском саду и дома, так как многие слова русского языка без изменения перешли в эрзянский язык: машина, телевизор, шарик и др.
Знакомство с эрзянским языком мы начали с разучивания слов- приветствий: - Шумбратадо, эйкакшт! Здороваюсь с каждым из детей в отдельности.
Обучение проводится в устной форме на занятиях, в процессе общения с детьми вне занятий (режимные моменты, в процессе и при организации различных утренников и развлечений.
В своей работе я пользуюсь «Программой и методическими рекомендациями по обучению детей (мокша, эрзя языкам) в дошкольных образовательных учреждениях». (А. И. Исайкиной)
Для усвоения материала дается 12 тем. В пособие предлагается лексическая тематика по практическому усвоению программного материала, указываются слова и речевые обороты для активного усвоения.
Овладение языковыми навыками происходило на занятиях, экскурсиях, осмотрах помещений детского сада, при рассматривание предметов и натуральных объектов, наблюдение за трудом взрослых и объяснение действий своего труда; во время игр, при общение с детьми на прогулках, в режимные моменты.
Обогащению словаря, усвоению грамматических конструкций, развитию связной речи способствуют и такие методы, и приёмы, как рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; картин, иллюстраций, вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением слов и выражений на мордовском языке, обобщающие беседы.
Большую помощь обучению языка оказывает пособие Осиповой А. И. журнал «Чилисема».
В конце года видны были большие изменения, дети стали понимать эрзянскую речь и говорить на ней.
В течение 2019-2020 учебного года в МДОУ № 66 я проводила кружок «Тештине». Кружок посещало 20 детей. Он проводился 2 раза в неделю, во второй половине дня. В начале учебного года выявила, умеют ли дети говорить на эрзянском языке. Выяснилось, что говорящих детей нет.
Мною составлен перспективный план работы. Так же проводила работу с родителями, давала необходимые консультации, беседы.
В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программу «Валдоня», написанную авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.
Цель кружка : Привлечь детей к общению на мордовском (эрзя) языке; воспитание уважения к традициям своего народа; овладение языковыми навыками и умениями; приобщение детей к культуре и языку народов мордовского края.
Основные задачи кружка :
• Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их по смысловому признаку.
• Раскрыть значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).
• Добиваться правильного произношения всех слов; учить обозначать словом видимые предметы и ситуации.
• Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игровых ситуаций.
• Воспитывать любовь к родному краю, языку, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Для того чтобы успешно на практике реализовать цели и задачи в работе с детьми по обучению мордовского (эрзя) языка, ведется соответствующая документация: план по воспитательно-образовательной работе с детьми, мониторинг знаний и умений детей, план работы с родителями, табель посещаемости кружка.
Занятие в кружке проводились два раза в неделю в соответствии с планом, по темам: «Мы знакомимся», «Игрушки», «Моя семья», «Овощи и фрукты», «Детский сад», «Времена года», «Счет до 10» и др.
В течение учебного года старались создавать эмоциональный настрой, интерес к изучению языка. Занятия носили комбинированный характер, каждое из которых включало в себе несколько программных задач. На занятиях детям предлагалось, как новый материал, так и материал, для повторения, закрепления усвоенных знаний. Во время занятии широко применялись игровые методы направленные на повторение, уточнение.
Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, в своей кружковой работе уделяла большое внимание и время на небольшие инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Также особое внимание уделялось малым фольклорным формам: поговоркам, пословицам, загадкам. Они содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, рассуждать, активно пополняя словарный запас ребенка. В них отражено мудрое, бережное отношение мордовского народа к богатствам природы. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах запечатлеется в памяти. Также знакомила детей с народным фольклором, произведениями мордовских писателей, поэтов, художников. Старалась донести до детей понятия мордовского фольклора, разбудить интерес, привить любовь к забытому.
Я считаю это народная мудрость, сохраненная в веках должна быть передана детям. В конце учебного года дети показали высокий уровень знаний и интерес к изучению мордовского (эрзя) языка, о чем свидетельствует позитивная динамика результатов воспитательно-образовательного процесса. Для родителей были проведены консультации на тему: «Русские или мордовские традиции в воспитании детей», «Прогулки с мамой и папой по родному городу», "Как чудесен мордовский язык» и другие.
Постоянно занимаюсь самообразованием, знакомлюсь с новинками методической литературы в области дошкольного воспитания и методике обучения детей мордовскому (эрзя) языку.
Считаю свою работу за этот учебный год насыщенной, интересной, трудоемкой. Все цели и задачи поставленные выполнены.