Получи документы

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Елена Ивановна Клёсова
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Отчёт по самообразованию

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо

начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится

в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;

- Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;

- Продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

- Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

- Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Пополнен уголок природы и экспериментирования с необходимым оборудованием.

- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

- Подобран демонстрационный материал.

- Создана картотека прогулок.

- Изучена методическая литература.

Мною на начало учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам. В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.

В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Образовательная деятельность проводилась в форме бесед, игр - путешествий, игр с элементами экспериментирования, прогулок по территории дет. сада.

Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.

Роль природы в жизни маленького ребенка неоценима, но сам ребенок постигать природу не может. Его следует научить видеть и чувствовать все происходящее вокруг. Для этого мы проводим наблюдение за жизнью растений, птиц, насекомых. Каждый день в природе неповторим.

Что же я проводила с детьми, чтобы познакомить их с природными явлениями, заинтересовать и увлечь красотой. В группе был оформлен уголок природы. И моя задача- это сформировать представление о комнатных растениях как о живых существах. Наблюдая за комнатными растениями, учила различать растения, закрепляли знания об их строении, как правильно ухаживать за ними /держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений/. Мы вместе поливаем, протираем листья, убираем сухие листья. Дети любуются и восхищаются цветущими растениями. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.

На самые разные темы проводила беседы с детьми. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «В гости осень к нам пришла», ОД в форме беседы «Что нам осень принесла?», где закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», воспитывала у детей уважение к труду взрослых. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе поделок их природного материала “Осенние фантазии”

В зимний период я проводила с детьми ОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Например: «Что спряталось под сугробами», «Зимние забавы». Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе поделок «Зимняя сказка» Знакомила детей с разнообразием птиц. Например: увидев голубя на участке, рассматривали внешний вид, что они делают, как ходят по земле, воркуют. Побуждала детей восхищаться красотой оперения и воспитывала желание заботится о птицах. Наблюдая за птицами, прилетевшими к кормушкам,у детей появилось желание подкармливать зимующих птиц. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе «Лучшая кормушка»

Весной мы закрепили знания детей о насекомых. Дети отыскали спрятавшихся от людей насекомых и поняли, что не нужно их беспокоить и можно просто тихонько наблюдать за их жизнью. Проблемная ситуация «Как себя вести с насекомыми» способствовала пополнению у детей знаний о безопасном поведении на прогулке, с появлением насекомых. Учила моделировать ситуацию, находить верное решение в конкретной ситуации.

На прогулках старалась обращать внимание на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, хлопья снега. Мы трогали, слушали, переливали, насыпали – дети действовали и познавали новое. Старалась обращать внимание на нравственное поведение ребенка: полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Настраивала на доброе, уважительное, отношение ко всему живому вокруг.

Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Знакомила детей с миром природы через творчество писателя-природоведа В. Бианки «Рассказы о природе». Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.

На прогулках дети играют с песком, трогают ладошкой, пересыпают в формочку, закапывают, строят дорожки. Так постепенно переходили к экспериментам. Вовлекала детей в опытно-экспериментальную деятельность. Опытным путем показала, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя. «Где быстрее тает снег», «Мокрый-сухой песок», «Что плавает в воде». Опыт-наблюдение: «Посадка репчатого лука», определяли силу направление ветра

Использовала игры экологической направленности, где можно было уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Что лишнее» и т. д. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики» и т. д.

Работая с детьми, я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки

семьи. Поэтому большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей : привлекаю родителей к участию в различных конкурсах, акциях экологической направленности, совместному озеленению территории детского сада. Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе.

Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и

нравственному развитию в отношениях родителей и детей.

Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, я сделала соответствующий вывод.

Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2024 в 18:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД