Елена Ивановна Клёсова
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо
начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится
в дошкольном детстве.
Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
- Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
- Продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
- Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Пополнен уголок природы и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
- Подобран демонстрационный материал.
- Создана картотека прогулок.
- Изучена методическая литература.
Мною на начало учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам. В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.
В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Образовательная деятельность проводилась в форме бесед, игр - путешествий, игр с элементами экспериментирования, прогулок по территории дет. сада.
Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.
Роль природы в жизни маленького ребенка неоценима, но сам ребенок постигать природу не может. Его следует научить видеть и чувствовать все происходящее вокруг. Для этого мы проводим наблюдение за жизнью растений, птиц, насекомых. Каждый день в природе неповторим.
Что же я проводила с детьми, чтобы познакомить их с природными явлениями, заинтересовать и увлечь красотой. В группе был оформлен уголок природы. И моя задача- это сформировать представление о комнатных растениях как о живых существах. Наблюдая за комнатными растениями, учила различать растения, закрепляли знания об их строении, как правильно ухаживать за ними /держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений/. Мы вместе поливаем, протираем листья, убираем сухие листья. Дети любуются и восхищаются цветущими растениями. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.
На самые разные темы проводила беседы с детьми. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «В гости осень к нам пришла», ОД в форме беседы «Что нам осень принесла?», где закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», воспитывала у детей уважение к труду взрослых. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе поделок их природного материала “Осенние фантазии”
В зимний период я проводила с детьми ОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Например: «Что спряталось под сугробами», «Зимние забавы». Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе поделок «Зимняя сказка» Знакомила детей с разнообразием птиц. Например: увидев голубя на участке, рассматривали внешний вид, что они делают, как ходят по земле, воркуют. Побуждала детей восхищаться красотой оперения и воспитывала желание заботится о птицах. Наблюдая за птицами, прилетевшими к кормушкам,у детей появилось желание подкармливать зимующих птиц. Дети, совместно с родителями участвовали в конкурсе «Лучшая кормушка»
Весной мы закрепили знания детей о насекомых. Дети отыскали спрятавшихся от людей насекомых и поняли, что не нужно их беспокоить и можно просто тихонько наблюдать за их жизнью. Проблемная ситуация «Как себя вести с насекомыми» способствовала пополнению у детей знаний о безопасном поведении на прогулке, с появлением насекомых. Учила моделировать ситуацию, находить верное решение в конкретной ситуации.
На прогулках старалась обращать внимание на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, хлопья снега. Мы трогали, слушали, переливали, насыпали – дети действовали и познавали новое. Старалась обращать внимание на нравственное поведение ребенка: полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Настраивала на доброе, уважительное, отношение ко всему живому вокруг.
Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Знакомила детей с миром природы через творчество писателя-природоведа В. Бианки «Рассказы о природе». Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.
На прогулках дети играют с песком, трогают ладошкой, пересыпают в формочку, закапывают, строят дорожки. Так постепенно переходили к экспериментам. Вовлекала детей в опытно-экспериментальную деятельность. Опытным путем показала, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя. «Где быстрее тает снег», «Мокрый-сухой песок», «Что плавает в воде». Опыт-наблюдение: «Посадка репчатого лука», определяли силу направление ветра
Использовала игры экологической направленности, где можно было уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Что лишнее» и т. д. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики» и т. д.
Работая с детьми, я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки
семьи. Поэтому большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей : привлекаю родителей к участию в различных конкурсах, акциях экологической направленности, совместному озеленению территории детского сада. Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе.
Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и
нравственному развитию в отношениях родителей и детей.
Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, я сделала соответствующий вывод.
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. В результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.