Папки-передвижки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям

Ифтоди Валентина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям

Ифтоди Валентина Ивановна,

воспитатель МБДОУ ДС №13 «Родничок»

г. Мегион, пгт. Высокий

Отчёт по самообразованию (I этап)

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям» размещена в разделах

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей (законных представителей) связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Необходимость приобщения молодого поколения к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям трактуется народной мудростью : «наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?».

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и народные и семейные традиции, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Проведя анкетирование среди родителей (законных представителей) и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции.

2016-2017 учебный год – первый год работы над темой самообразования. На данном организационно – ознакомительном этапе передо мной стояла цель и задачи:

Цель: приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Ознакомление с новыми нормативными документами в свете новых требований ФГОС ДО.

2. Анализ программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой по разделу «Ребенок и окружающий мир», «Художественно-эстетическое воспитание».

3. Анализ парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

4. Проведение опроса – анкетирование.

5. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.

6. Создание предметно – развивающей среды по данной теме.

7. Разработка проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа: определена тема самообразования. Изучены нормативные документы «ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников», в которых отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Истоки», под редакцией Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова; «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой; парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к одному: развивать представления о родном городе и стране; формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).

Изучена методическая педагогическая литература:

• Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015., в которой представлены методические рекомендации и практические задания на развитие речи ребёнка. Основной акцент падает на патриотическое воспитание дошкольника. Тема патриотического воспитания раскрывается последовательно: от любви к своей семье, своему дому до любви к родине.

• Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010., в которой представлены разработки тематических дней и недель, проводимые во время каникул и в течение года. Творческие идеи данной книги могут послужить примером нестандартного мышления педагога, ухода от обыденности, штампов в работе с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений.

• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015, в которой конспекты занятий направлены на формирование патриотизма, гражданственности дошкольников, на тесное взаимодействие с семьёй. Предложено использование новых форм и подходов к организации педагогического процесса и созданию предметно – развивающей среды в ДОУ.

• Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду /. - СПб. : Детство - Пресс, 2008. В данной книге автор делится опытом работы по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В книге представлены авторские сценарии по различным видам деятельности для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

• Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007. Данное пособие содержит разработки занятий со старшими дошкольниками по теме : «Родные корни». Интересные задания и вопросы для обсуждения, разнообразные опыты и темы для детских исследований, дидактические материалы, методические рекомендации по организации образовательного пространства помогут педагогу провести запоминающиеся занятия.

• Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010. Данное пособие содержит разработки занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, направленное на воспитание у детей чувства любви к Родине, её историческому прошлому.

• Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014. В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края. Предложено календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации.

• Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015. Данное пособие содержит практико-ориентированный материал по приобщению старших дошкольников к малой родине на основе организации проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса. Использован тематический принцип подачи сведений об окружающем в форме разнообразных проектов, каждая тема которых содержит конкретный материал по истории, культуре, природе, труде города, края и страны. Учитывается принцип интеграции образовательных областей на основе партнерской познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей.

• Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова,Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001. В книге представлены рекомендации по организации музея народного быта в дошкольном учреждении; примерное месячное планирование самостоятельных и совместных с педагогом занятий детей, организуемых в музее; конспекты занятий; описание игр; тексты фольклорных произведений.

• Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012. Основная цель пособия - раскрыть воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, воспитать его добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным и ответственным. Пособие помогает сформировать основы нравственного поведения у детей дошкольного возраста.

• Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены беседы с детьми, посвященные нашей Родине - России. Автор раскрывает нравственное значение, историю и функции государственных символов России - гимна, флага и герба. В книге рассказано о важнейших событиях в истории Отечества, о родном языке, народных традициях, большой и малой Родине человека. О героях, полководцах и богатырях, учителях духовных, словом, о тех людях, которыми может гордиться Отчизна.

Беседы сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями.

• Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены рассказы, стихи, сказки, посвященные семье. Занятия построены в форме беседы взрослого с ребенком. В доступной и увлекательной форме дошкольник узнает о том, что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи, познакомится с семейными традициями.

• Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В книге собраны сказки, посвященные литературе, начиная с народного эпоса, состоящего из устных сказаний, былин, сказок, пословиц и поговорок и заканчивая письменной литературой, книгами различных жанров - романом, повестью, поэмой, стихотворением, рассказом.

Дети узнают об отличии прозы от поэзии, о рифме и размере, прочитают сказки, стихи, загадки, считалки и рассказы, ответят на вопросы по содержанию представленного материала.

• Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев авторских стихов и сказок.

В ходе занятий дети 3-8 лет приобретают знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения в общественных местах, получают более четкие представления о профессиях, знакомятся с основами этикета.

• Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. Пособие состоит из двух частей. В первой содержатся наиболее доступные для понимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста крылатые слова и выражения. Во второй - пословицы и поговорки. Дается их толкование, подчеркивается, в каком значении они применяются в речи. Для лучшего усвоения все крылатые выражения, пословицы или поговорки введены в стихотворение и сказку.

Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».

Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников». Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица. О берёзе детям».

Разработан проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам, обычаям».

Цель проекта: формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа; воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи проекта:

1. Знакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения (приметы, пословицы, поговорки).

2. Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

3. Знакомить детей с историей русского народного костюма.

4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, развитию у детей лучших черт русского характера.

5. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, колядках, обрядах.

6. Пробудить интерес к истории и культуре России.

Реализация данного проекта сможет познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.

Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих своими корнями в древность, помогут прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Таким образом, широкое включение фольклора в работу с детьми обогатит их жизнь, введёт в мир народной жизни, познакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаст положительную эмоциональную обстановку.

Публикации по теме:

Приобщение детей к русским народным традициям «Как на масленой неделе»Приобщение детей к русским народным традициям «Как на масленой неделе» «Как на масляной неделе». Цель: Приобщать детей к русским народным традиция, к родной культуре. Задачи: Знакомить с русским народным праздником.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной.

Консультация «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных.

Опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Праздник «Рождество Христово». Приобщение детей к обычаям и традициям русского народаПраздник «Рождество Христово». Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа Цель: приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: - воспитание патриотических чувств через приобщение детей к русским.

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Приобщение детей к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья посредством интеграции образовательных областей 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Наш детский сад представляет вам опыт работы по интеграции ОО в педагогическом процессе. Мы акцентировали.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Сценарий «Масленичные забавы». Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям Сценарий «Масленичные забавы» Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: - создать настроение торжества.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре Ставропольского края «В гостях у сказки»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре Ставропольского края «В гостях у сказки» Цели проекта 1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Проследить динамику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям
Опубликовано: 5 мая 2018 в 15:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД