Папки-передвижки

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Колесо старины»

Ирина Морозова
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Колесо старины»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок» пос. Лопуховка Аткарского района Саратовской области

Воспитатель Морозова Ирина Сергеевна.

Развитие эмоционально - нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста через изучение обычаев и традиций народов России.

Открытое интегрированное занятие

в подготовительной группе на тему : «Колесо старины».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом,

Публикация «Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе „Колесо старины“» размещена в разделах

гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.

Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям

видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни

на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы,

поговорки,

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях

русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и

внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую

форму речи.

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к

ближнему, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой

край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность.

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа: лапти, печь, коврик вязаный, каравай, русская изба.

Материал и оборудование: ИКТ, «Русские народные песни для детей»,

«Музыкальный фольклор для детей», печь, каравай.

Предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки,

прялка, платки, сарафаны, рубахи.

Раздаточный материал : Лоскутки ткани, нитки и тесьма

Предварительная работа:

-посещение музея «Русская Изба».

-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный

костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений,загадок, пословиц,

-заучивание пословиц,, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы,

былины.

-разучивание русских народных песен.

Ход НОД:

Дети входят в зал под веселую рус. народную песню.

Воспитатель:

Собралось ко мне гостей, со всех волостей.

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ,

Сам себе и жнец и швец,

И на дудочке игрец.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Низки поклон Вам, люди добрые! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить

старинные мудрые традиции земли Русской, её обычаи, красивые праздники

светлые!

Давайте вспомним, а что же такое обычаи?

Дети: это привычка, порядок, который передаются из поколения в поколение.

Воспитатель: Ребята, вспомните, а какие были обычаи в старину?

Дети: Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, гостеприимными;

обращались друг к другу ласково, с уважением; помогали друг другу.

Воспитатель: Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся

им следовать, и поддерживать народные традиции.

Дети: Да!

Воспитатель: Гостеприимство является старинным русским обычаем. А на правах гостеприимной хозяйки я пригласила вас к себе в русскую избу.

Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим

ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не

перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом. Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим?

Правильно – горница.

Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»)

Ребята гостеприимство – особый вид радушия, при входе в горницу гости и

хозяева здоровались, приветствовали друг друга и произносили слова (какие

слова говорили друг другу и что они обозначают «здравствуйте» или

«здравие»).

«Здравствуйте» – значит, здравыми, здоровыми будьте. Когда мы говорим это слово, значит, здоровья друг другу желаем. Хорошее это слово, доброе.

А расскажите мне русские народные пословицы о гостеприимстве. (Дети

читают пословицы) :

1. Для дорогого гостя и ворота настежь.

2. Много гостей – много новостей.

3. Гостю щей не жалей – погуще налей.

4. С миру по нитке – голому рубаха.

5. Со всякого по крохе – голодному пироги.

6. Гость доволен – хозяин рад.

7. Доброе дело два века живет.

8. Делай добро и жди добра.

-- Пословицы и учат, и веселят, и разговор наш украшают.

Воспитатель: Застолье устраивалось во время заветных праздников. (а какие народные праздники вы знаете)

Ответы детей:

Воспитатель: Стол покрывали чистыми, белыми скатертями –принимать пищу за голым столом считалось большим грехом. Сегодня мы встречаем гостей пирогами и блинами – они считаются национальным русским блюдом. Скажите, а с чем на Руси пекли пироги?

Ответы детей: с грибами, ягодами, картошкой.

Воспитатель: Молодцы. А с чем ели блины?

Ответы детей: с красной икрой, сметаной, вареньем.

Воспитатель: Правильно. А из чего варили варенье?

Ответы детей: из малины, черники, ежевики, земляники.

Воспитатель: - А вы знаете в гостях попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?

Мы поиграем в игру «У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ»

Выбирается бабушка Маланья, ей на голову повязывают платок. Дети становятся вокруг нее, берутся за руки.

У Маланьи, у старушки. (идут по кругу)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей. (показывают)

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего они не ели. (мотают головой)

Все на бабушку глядели,

Делали вот так. (повторяют движения Маланьи)

Понравившегося ребенка Маланья выбирает на свое место.

Воспитатель :Весело поиграли! Понравилась вам игра? Хорошо отдохнули.

Воспитатель: Обведите взглядом горницу и отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему

голова». Голова –значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи изба - не изба». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.

Воспитатель: Вспомните в каких сказках встречается печь.

Ответ детей: В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю.

Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку

«Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб;

«Маша и медведь» -пирожки;

Воспитатель:-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не

обойтись. Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду

загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1. «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай

с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего

уюта и семейного покоя.

2. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и

мягким.

3. «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем

вязали или ткали полотно и шили одежду.

4. «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую

вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже

поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Скучно в избе зимним вечером, вот и зовут люди друг друга в гости – вместе вечер скоротать, потрудиться, песни русские спеть, поиграть, сказки послушать, а то и просто на лавочке рядышком посидеть. Потому и зовутся такие вечера с гостями – «посиделки»

Раньше всё в избе делалось своими руками. Хорошо вместе трудиться! Тогда даже трудная работа легкой кажется. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Любой труд был почё тен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

Воспитатель: Ребята, а во что же играли ребятишки? Вы знаете какие были игрушки (деревянные,глиняные, соломенные)

Сначала кукол вырезали из деревянного полена. Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу.. Раньше изготавливали различных кукол. Например, были

куклы свадебные. Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на

счастье, и они хранили их всю жизнь. Когда рождался ребёнок, делали

куклу- погремушку. Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над

люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка

развлекала и оберегала малыша. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

Воспитатель. Вот это кукла оберег – пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

Дети. Потому, что ее заворачивали в пеленку.

Воспитатель. Правильно. А вы хотите научиться их делать своими руками?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать

куклу Пеленашку.

Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

-Теперь перевязываем повыше талии, чтобы получилась голова.

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

Воспитатель. Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время

работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Физкультминутка :

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать.

Ладони повернуть вниз.

Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Воспитатель. Отдохнули наши пальчики и готовы к работе.

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув

кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка

заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло,

мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

(прямоугольной)

- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков,

потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы

можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь

друг другу.

Воспитатель. Придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь другу, гостю как оберег.

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и

рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью

вопросов:

- Как зовут твою куклу?

- Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

- Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?

Воспитатель. Что вы узнали сегодня нового, интересного?

- Как называются эти куклы? (пеленашки,)

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились

такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих

рук.

Воспитатель: Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Каждый праздник на Руси оканчивался песней. Песня «Валенки»

Публикации по теме:

Интегрированное открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Программное содержание: -продолжать упражнять детей в решении задач методом сложения и вычитания однозначных чисел; -формировать навыки.

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи: 1. Обучающая:.

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию «В гостях у сказки» в подготовительной группе Интегрированное занятие по познавательному развитию «В гостях у сказки» (в подготовительной группе) Открытое занятие Цель: Предоставление.

В стране Мультипликации. Открытое интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МУЛЬТИПЛИКАЦИЮ» Открытое интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы Автор – составитель: музыкальный.

Открытое интегрированное занятие «Дружные ребята» в подготовительной группе Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе Тема: «Дружные ребята» Цель: Закрепление пройденного материала. Интеграция образовательных.

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализацииОткрытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализации Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализации сказки «Волк.

Открытое интегрированное занятие «Животные жарких стран» в подготовительной группе с применением ИКТ «Животные жарких стран». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с применением ИКТ. Программное содержание: 1. Закрепить.

Открытое интегрированное занятие в логопедической подготовительной группе «Зима. Зимние узоры» Программное содержание. 1. Закреплять знания детей по лексической теме «Зима»; расширить представления детей о явлениях зимней природы.

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие в космос» Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие в космос» Задачи: • Создать условия для развития логического.

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Колесо старины»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 13:17
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД