Папки-передвижки

Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей» (6 фото)

Галина Кудинова
Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей»

Цель:

- продолжать знакомить воспитанников с творчеством известного

русского писателя Л. Н. Толстого, расширять знания о жизни и творчестве

писателя;

- развивать интерес к русской классической литературе, отрабатывать навык

выразительного, осознанного чтения;

- учить осмысливать и оценивать характеры героев, анализировать их

поступки;

- развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение.

Ход:

Вступительное слово воспитателя:

Здравствуйте ребята!

Я вам желаю, чтобы наша сегодняшняя беседа прошла с пользой!

Воспитатель:

Публикация «Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната „Лев Толстой для детей“» размещена в разделах

Сегодня мы будем с вами говорить о творчестве Великого русского писателя

Льва Николаевича Толстого. В этом году исполнилось 185 лет со дня его рождения.

Родился Толстой в 1828 году, недалеко от г. Тулы, в местечке Красная Поляна

(где впоследствии прожил более 60 лет, а сейчас там находится музей памяти писателя).

Толстой – потомок двух знатных родов – графов Толстых и князей Волконских.

В семье было пятеро детей. Родители рано ушли из жизни и воспитанием детей занялась ближайшая родственница.

Маленький Толстой рос впечатлительным ребенком, он плакал, когда слушал печальные истории или когда видел убитую птичку. И его за это звали Лева-Рева. Эта черта -сострадание, т. е умение чувствовать чужую боль, сохранилась в нем до конца жизни.

Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей»

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам посмотреть на портрет писателя.

Что вы можете сказать об этом человеке.

Обратите внимание на лицо и глаза, они о многом могут нам рассказать.

Дети:

У Л. Н Толстого умные и добрые глаза, строгий взгляд, он задумчив…

Воспитатель:

На самом деле, Лев Николаевич – человек добрейшей души.

Многие люди ошибочно думают, что он был высоким и крепким мужчиной.

В действительности же – он невысокий, худощавого телосложения. А его задумчивый взгляд говорит нам о том, что он был мудрым человеком.

Рассказ о жизни и творчестве писателя

Воспитатель:

«…. День писателя был расписан по минутам: он рано вставал, совершал прогулки пешком, купался в реке, занимался спортом, катался на лошадях, помогал крестьянам и много работал над своими произведениями.

Годами позже Толстой окончил Казанский университет, получил достойное образование, но считал, что этого недостаточно. И поэтому много времени уделял самообразованию: изучал историю, медицину, иностранные языки.

Воспитатель:

-А сейчас давайте вместе отправимся на экскурсию в Красную Поляну»

Презентация «Заочная экскурсия в Ясную Поляну»

Фото «Лев Толстой для детей»

(В этом доме встречались писатели: И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П. Чехов, М. Горький, художники- И. Левитан, И. Репин, И. Шишкин, композиторы-П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, ученые – Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев и другие известные люди.

Обратите свое внимание на огромное количество книг в доме писателя (около 22 тысяч), на стол писателя, за которым были написаны шедевры русской литературы… Спальня поражает своей простотой. В секретарской на столе каждый день лежат свежие письма для Л. Толстого. Рояль в доме тоже не случайно – писатель увлекался музыкой и прекрасно играл на нем. …А это любимая березовая скамейка писателя, где он засиживался часами)

Воспитатель:

- Вот так жил граф. А теперь посмотрите, в каких условиях жили крестьяне.

Презентация «Внутреннее убранство русской избы»

(В избе находится печной угол, стены сильно закопчены, вдоль стен широкие лавки, на которых и спали, и сидели… стол, сундук, окна затянуты рыбьим пузырем)

Воспитатель:

- Ребята, как вы считаете, те условия жизни, в которых жил Лев Толстой, можно назвать роскошью тех времен? (ответы)

… Но писателю эта роскошь была не нужна, его угнетало «графское положение», ему хотелось быть ближе к простому народу. Поэтому Толстого часто можно было увидеть работающим в поле с крестьянами (во время работы на нем одета рубаха и он босой).

… Смысл жизни Лев Николаевич видел в служении людям. Он считал, что жить для себя одного нельзя, нужно, как можно меньше брать от людей и, как можно больше отдавать людям.

В Ясной Поляне Лев Толстой открыл бесплатную школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Он считал, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать». Возможность учиться была у каждого ребенка. Это была единственная школа, где детей не били розгами и задание на дом не задавали (т. к. у детей было много домашних хлопот). В классе ученики рассаживались, как хотели: на лавке, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя, о чем пожелает. Часто уроки превращались в игру.

Книг для чтения не было, поэтому Толстой написал сказки, басни, рассказы и поместил их в одну большую книгу – «Азбуку». Всего для детей он написал 629 произведений.

Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната - фото

Воспитатель:

- Перечислите произведения Льва Николаевича Толстого, которые вам известны?

Дети: «Филипок», «Косточка», «Как мужик гусей делил», «Лев и собачка», «Акула», «Старая лошадь», «Два брата» …

Литературная викторина «Назови произведение»

Воспитатель:

- А сейчас мы проверим, действительно ли вы читали эти произведения?

Каждый из вас по очереди будет читать отрывок из произведения, а остальные должны отгадать его название.

«…Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу…»

(пожарные собаки)

«…Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

(лев и собачка)

«…На улице заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму.

Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (быль «Лучше всех»)

«… Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос

и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку…» (Пожар)

«. Потом привели трех оседлых лошадей, мы сняли шинели и сошли по лестнице вниз в манеж, берейтор держал лошадь за корду, а братья ездили кругом него…»

(Как я выучился ездить верхом)

Воспитатель:

«Корда» (малоупотребительное слово) – длинная веревка, предназначенная для того, чтобы по кругу гонять лошадей.

(Дети выполняют морфологический разбор данного слова)

Фото №1 Цель продолжать знакомить воспитанников с творчеством известного русского писателя Л Фото №2 Внеурочные занятия в школе Животные жарких стран

Задание «Назови произведение по рисункам»

Воспитатель:

- На доске рисунки по произведениям Льва Николаевича Толстого – вам необходимо выбрать только те произведения, которые написаны о животных и угадать их название.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель:

- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, в которую любил играть маленький Толстой. Из предложенных картинок, вам необходимо выбрать те, которые не относятся к произведениям этого писателя.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, о ком и о чем рассказы Льва Николаевича Толстого?

Дети:

Его рассказы о детях, о природе, о животных, об отношениях между людьми.

Воспитатель:

- А чему учат эти рассказы?

Дети:

Эти рассказы учат нас добру, справедливости, честности.

Воспитатель:

- Какие выражения, ставшие «крылатыми» использует автор в своих произведениях?

Дети:

Искать большого счастья – малое потерять

Волков бояться – в лес не ходить

Под лежачий камень вода не потечет.

Воспитатель:

- Почему автор вводит в текст так много пословиц?

Дети:

В пословицах заключена мудрость народа.

Воспитатель:

- А почему в тексте часто встречаются незнакомые слова?

Дети:

Незнакомые слова встречаются в тексте потому, что автор писал их более 100 лет назад.

Воспитатель:

- А еще Лев Николаевич Толстой специально для детей написал 10 правил жизни. Давайте все вместе их прочтем:

1. Делай по возможности сам, не будь «барином»

2. Не будь назойлив

3. Будь внимателен

4. Не надо жадничать

5. Не нервничай, держи себя в руках

6. Будь тверд и спокоен

7. В игре, спорте, труде – будь разумен

8. Будь организованным

9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается

10. Имей свое мнение

Воспитатель:

- А вам, ребята, пригодятся уроки жизни Л. Н. Толстого?

Чтобы вы о них не забывали, я решила каждому из вас подарить такие памятки.

Физминутка

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали. (ходьба на месте)

На носочках потянулись, (прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели (присесть)

И тихонько рядом сели (выпрямиться и сесть)

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с двумя небольшими, но поучительными произведениями Льва Николаевича Толстого. Что такое сказка, вам уже известно. А вот, что такое притча – вам предстоит сегодня узнать.

- А теперь ответьте на вопрос: «Можем ли мы сказку назвать народной, если известен ее автор?»

Дети:

Если известен автор – сказка называется авторской.

Воспитатель:

- А в чем отличие авторской сказки от народной?

Дети:

В авторской сказке нет волшебных чудес, она бытовая.

Чтение сказки «Царь и рубашка» (по ролям)

автор – Халилов Валера

царь – Фирсов Владимир

мудрец – Петров Артем

крестьянин – Черкасов Валерий

Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров, и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

Воспитатель:

- Какова идея сказки?

Дети:

Автор заставляет читателя задуматься, может ли быть счастлив человек, не имеющий даже рубашки?

Воспитатель:

- А в чем заключалось «несчастье» царя?

Дети:

Царь был болен.

Воспитатель:

- Кто оказался самым счастливым жителем царства?

Дети:

Самым счастливым оказался простой мужик.

Воспитатель:

- А в чем заключалось счастье крестьянина?

Найдите и прочитайте слова их текста.

Дети:

«… Вот, слава Богу, наработался, наелся и спать лягу, чего мне еще нужно?»

Воспитатель:

- А как вы понимаете, что такое «счастье»?

Дети:

- Когда ты здоров и у тебя есть друзья.

- Когда нет войны.

- Когда нас окружают близкие люди.

Воспитатель:

- Найдите в тексте и прочитайте предложение, по которому вы смогли определить,

что это произведение является сказкой?

Дети:

«…Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет…»

Воспитатель:

- Кто думает, что счастье заключается в богатстве, тот глубоко ошибается. Счастливые люди не задаются вопросом, счастливы они или нет – просто живут. Они знают, чего хотят. Они не умеют скучать. Умеют любить и быть благодарными!

Воспитатель:

- Ребята, а кто может сказать, что такое притча? (ответы)

Воспитатель:

Притча – поучительный рассказ, который несет в себе народную мудрость.

Чтение притчи «Отец и сыновья» (по ролям)

автор – Грунский Владимир

отец – Кравцов Роман

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

Воспитатель:

- Назовите действующих лиц в этой притче?

Дети:

Отец и сыновья.

Воспитатель:

- О чем говорил отец своим сыновьям?

Дети:

Отец говорил, чтобы они жили в согласии.

Воспитатель:

- Как вы понимаете выражение «Жить в согласии?»

Дети:

«Жить в согласии» - это значит не ссориться, не ругаться, делать все вместе.

Воспитатель:

- Прочитайте слова из текста, в которых заключена основная мысль?

Дети:

«….Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь, вас всякий легко погубит!»

Воспитатель:

- А с друзьями мы должны жить в согласии?

Дети:

Да.

Воспитатель:

- Поднимите руки, у кого есть друзья?

- А может быть у человека несколько друзей? (ответы)

- А кто может сформулировать главное правило дружбы?

Дети:

Главное правило дружбы – живи в согласии с другом.

Воспитатель:

- А с чего начинается дружба?

Дети:

Дружба начинается с улыбки.

Воспитатель:

- Ребята, ведь улыбка ничего не стоит, но многое дает.

Воспитатель:

- Какие пословицы можно подобрать к данной притче?

Дети:

- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

- Один за всех и все за одного.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

Воспитатель:

- А к нашему классу эта притча имеет какое-либо отношение?

Дети:

Да, имеет. Потому, что мы живем одной семьей, вместе учимся, вместе трудимся.

Воспитатель:

- Каждому из вас я сейчас раздам листы бумаги, на которых изображен овал лица мальчика – это ваш друг. Вам необходимо дорисовать его портрет.

Фото №3 Африка для детей Коррекционная школа интернат

А задание на дом – написать с обратной стороны пожелание и подарить другу.

Воспитатель:

- Ребята, понравились ли вам произведения, которые мы сегодня прочитали?

- Подумайте и скажите, чем притча отличается от других произведений?

Дети:

Притча отличается от других произведений краткостью.

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Большая их часть взята из нашей школьной библиотеки.

С более серьезными произведениями Толстого вам еще предстоит познакомиться.

Читайте книги Льва Николаевича Толстого, сделайте его произведения своими друзьями, учитесь на чужих ошибках и вы многому научитесь!

Воспитатель:

… Вот мы и перевернули последнюю страницу книги о жизни Великого человека и писателя, и ответили на вопрос, который всю жизнь волновал писателя:

«Что нужно для счастья?»

…Мы зажжем эту одинокую свечу для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека.

Стихотворение «Ясная Поляна в жизни Л. Н. Толстого»

(читает Халилов Валерий)

— К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру:

Вези!

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

Воспитатель:

- Лев Николаевич Толстой не представлял Россию без Ясной Поляны, а мы не представляем себе литературный мир без Льва Толстого.

Давайте еще раз на мгновение перенесемся на Родину писателя.

Видеоролик «Ясная Поляна»

источник: https://www.youtube.com/watch?v=wEBUZakwkzc

Воспитатель:

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали об игре «Муравейное братство» и зеленую палочку? В эту игру играл маленький писатель – он верил, что на полянке у оврага закопана зеленая палочка, а тот, кто ее найдет – подарит людям счастье.

Так Л. Н. Толстой всю жизнь мечтал сделать людей счастливыми.

А перед смертью попросил похоронить его на той самой полянке.

Видео-презентация «Могила Льва Толстого»

Воспитатель:

- Обратите внимание на удивительно-трогательную безымянную могилу писателя – мягкий бугорок…

Подведение итогов:

Воспитатель:

- О каком писателе шла речь на сегодняшнем занятии?

Дети:

Мы говорили о Л. Н. Толстом.

Воспитатель:

- Где родился и жил писатель?

Дети:

Писатель родился и жил под Тулой в имении «Ясная Поляна».

Воспитатель:

- Как называлась книга Л. Н. Толстого для обучения детей в школе?

Дети:

Книга для обучения называлась «Азбука».

Итог:

Воспитатель:

Нашу сегодняшнюю беседу мне хотелось бы закончить словами самого Льва Толстого,

с которыми он обращался к своим ученикам:

«Ребята, спасибо, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, которые не слушают, а только сами шалят.

А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет,

что старик говорил вам добро…»

Публикации по теме:

Коррекционно-воспитательное мероприятие для учащихся школы-интерната «Смеяться разрешается!» Коррекционно-воспитательное мероприятие "Смеяться разрешается!" Мероприятие к 1 апреля Подготовила и провела воспитатель Арженовская Л. Ю.

Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Народы мира»Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Народы мира» Школа-интернат Цель: продолжать знакомить детей с культурными традициями разных народов мира, показать сходства и различия людей, познакомить.

Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Приготовление бутербродов»Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Приготовление бутербродов» Цели: - Познакомить воспитанников с историей возникновения бутербродов; с видами бутербродов, технологией их приготовления; способами оформления;.

Открытое занятие для учащихся школы-интерната «А мир прекрасный, если бы…» Цели: 1. Развитие навыков у уч-ся видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; 2. Развитие умений.

«По дороге к доброму здоровью». Внеклассное мероприятие для учащихся средней школы Краснодарский край. Ст. Ленинградская Школа-интернат VIII вида. Воспитатель высшей категории Глита Л. Е. Внеклассное мероприятие для учащихся.

Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Тема: Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Цели: • закреплять знания, умения, и навыки, полученные на уроках; •.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов школы-интерната «Татьянин день» Цель мероприятия: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи: дать представление о народном календаре, в частности.

Внеклассное мероприятие «В мире домашних животных» для учащихся 1–3 классов коррекционной школы Внеклассное мероприятие: В мире домашних животных. Цель: Расширить представление у учащихся о домашних животных. Задачи: - ознакомить.

Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Лесная школа» Внеклассное занятие: «Лесная школа». Цели: 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Воспитывать доброжелательность, уважение.

Внеклассное занятие с учащимися школы-интерната «Мы — друзья природы» Тема: Мы - друзья природы. Цель: формировать экологическую культуру, включающую в себя эстетические и этические чувства; интерес к природе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 13:08
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД