Галина Кудинова
Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать знакомить воспитанников с творчеством известного
русского писателя Л. Н. Толстого, расширять знания о жизни и творчестве
писателя;
- развивать интерес к русской классической литературе, отрабатывать навык
выразительного, осознанного чтения;
- учить осмысливать и оценивать характеры героев, анализировать их
поступки;
- развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение.
Ход:
Вступительное слово воспитателя:
Здравствуйте ребята!
Я вам желаю, чтобы наша сегодняшняя беседа прошла с пользой!
Воспитатель:
Публикация «Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната „Лев Толстой для детей“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сегодня мы будем с вами говорить о творчестве Великого русского писателя
Льва Николаевича Толстого. В этом году исполнилось 185 лет со дня его рождения.
Родился Толстой в 1828 году, недалеко от г. Тулы, в местечке Красная Поляна
(где впоследствии прожил более 60 лет, а сейчас там находится музей памяти писателя).
Толстой – потомок двух знатных родов – графов Толстых и князей Волконских.
В семье было пятеро детей. Родители рано ушли из жизни и воспитанием детей занялась ближайшая родственница.
Маленький Толстой рос впечатлительным ребенком, он плакал, когда слушал печальные истории или когда видел убитую птичку. И его за это звали Лева-Рева. Эта черта -сострадание, т. е умение чувствовать чужую боль, сохранилась в нем до конца жизни.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам посмотреть на портрет писателя.
Что вы можете сказать об этом человеке.
Обратите внимание на лицо и глаза, они о многом могут нам рассказать.
Дети:
У Л. Н Толстого умные и добрые глаза, строгий взгляд, он задумчив…
Воспитатель:
На самом деле, Лев Николаевич – человек добрейшей души.
Многие люди ошибочно думают, что он был высоким и крепким мужчиной.
В действительности же – он невысокий, худощавого телосложения. А его задумчивый взгляд говорит нам о том, что он был мудрым человеком.
Рассказ о жизни и творчестве писателя
Воспитатель:
«…. День писателя был расписан по минутам: он рано вставал, совершал прогулки пешком, купался в реке, занимался спортом, катался на лошадях, помогал крестьянам и много работал над своими произведениями.
Годами позже Толстой окончил Казанский университет, получил достойное образование, но считал, что этого недостаточно. И поэтому много времени уделял самообразованию: изучал историю, медицину, иностранные языки.
Воспитатель:
-А сейчас давайте вместе отправимся на экскурсию в Красную Поляну»
Презентация «Заочная экскурсия в Ясную Поляну»
(В этом доме встречались писатели: И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П. Чехов, М. Горький, художники- И. Левитан, И. Репин, И. Шишкин, композиторы-П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, ученые – Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев и другие известные люди.
Обратите свое внимание на огромное количество книг в доме писателя (около 22 тысяч), на стол писателя, за которым были написаны шедевры русской литературы… Спальня поражает своей простотой. В секретарской на столе каждый день лежат свежие письма для Л. Толстого. Рояль в доме тоже не случайно – писатель увлекался музыкой и прекрасно играл на нем. …А это любимая березовая скамейка писателя, где он засиживался часами)
Воспитатель:
- Вот так жил граф. А теперь посмотрите, в каких условиях жили крестьяне.
Презентация «Внутреннее убранство русской избы»
(В избе находится печной угол, стены сильно закопчены, вдоль стен широкие лавки, на которых и спали, и сидели… стол, сундук, окна затянуты рыбьим пузырем)
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, те условия жизни, в которых жил Лев Толстой, можно назвать роскошью тех времен? (ответы)
… Но писателю эта роскошь была не нужна, его угнетало «графское положение», ему хотелось быть ближе к простому народу. Поэтому Толстого часто можно было увидеть работающим в поле с крестьянами (во время работы на нем одета рубаха и он босой).
… Смысл жизни Лев Николаевич видел в служении людям. Он считал, что жить для себя одного нельзя, нужно, как можно меньше брать от людей и, как можно больше отдавать людям.
В Ясной Поляне Лев Толстой открыл бесплатную школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Он считал, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать». Возможность учиться была у каждого ребенка. Это была единственная школа, где детей не били розгами и задание на дом не задавали (т. к. у детей было много домашних хлопот). В классе ученики рассаживались, как хотели: на лавке, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя, о чем пожелает. Часто уроки превращались в игру.
Книг для чтения не было, поэтому Толстой написал сказки, басни, рассказы и поместил их в одну большую книгу – «Азбуку». Всего для детей он написал 629 произведений.
Воспитатель:
- Перечислите произведения Льва Николаевича Толстого, которые вам известны?
Дети: «Филипок», «Косточка», «Как мужик гусей делил», «Лев и собачка», «Акула», «Старая лошадь», «Два брата» …
Литературная викторина «Назови произведение»
Воспитатель:
- А сейчас мы проверим, действительно ли вы читали эти произведения?
Каждый из вас по очереди будет читать отрывок из произведения, а остальные должны отгадать его название.
«…Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу…»
(пожарные собаки)
«…Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»
(лев и собачка)
«…На улице заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму.
Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (быль «Лучше всех»)
«… Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос
и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку…» (Пожар)
«. Потом привели трех оседлых лошадей, мы сняли шинели и сошли по лестнице вниз в манеж, берейтор держал лошадь за корду, а братья ездили кругом него…»
(Как я выучился ездить верхом)
Воспитатель:
«Корда» (малоупотребительное слово) – длинная веревка, предназначенная для того, чтобы по кругу гонять лошадей.
(Дети выполняют морфологический разбор данного слова)
Задание «Назови произведение по рисункам»
Воспитатель:
- На доске рисунки по произведениям Льва Николаевича Толстого – вам необходимо выбрать только те произведения, которые написаны о животных и угадать их название.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель:
- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, в которую любил играть маленький Толстой. Из предложенных картинок, вам необходимо выбрать те, которые не относятся к произведениям этого писателя.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, о ком и о чем рассказы Льва Николаевича Толстого?
Дети:
Его рассказы о детях, о природе, о животных, об отношениях между людьми.
Воспитатель:
- А чему учат эти рассказы?
Дети:
Эти рассказы учат нас добру, справедливости, честности.
Воспитатель:
- Какие выражения, ставшие «крылатыми» использует автор в своих произведениях?
Дети:
Искать большого счастья – малое потерять
Волков бояться – в лес не ходить
Под лежачий камень вода не потечет.
Воспитатель:
- Почему автор вводит в текст так много пословиц?
Дети:
В пословицах заключена мудрость народа.
Воспитатель:
- А почему в тексте часто встречаются незнакомые слова?
Дети:
Незнакомые слова встречаются в тексте потому, что автор писал их более 100 лет назад.
Воспитатель:
- А еще Лев Николаевич Толстой специально для детей написал 10 правил жизни. Давайте все вместе их прочтем:
1. Делай по возможности сам, не будь «барином»
2. Не будь назойлив
3. Будь внимателен
4. Не надо жадничать
5. Не нервничай, держи себя в руках
6. Будь тверд и спокоен
7. В игре, спорте, труде – будь разумен
8. Будь организованным
9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается
10. Имей свое мнение
Воспитатель:
- А вам, ребята, пригодятся уроки жизни Л. Н. Толстого?
Чтобы вы о них не забывали, я решила каждому из вас подарить такие памятки.
Физминутка
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали. (ходьба на месте)
На носочках потянулись, (прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели (присесть)
И тихонько рядом сели (выпрямиться и сесть)
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомимся с двумя небольшими, но поучительными произведениями Льва Николаевича Толстого. Что такое сказка, вам уже известно. А вот, что такое притча – вам предстоит сегодня узнать.
- А теперь ответьте на вопрос: «Можем ли мы сказку назвать народной, если известен ее автор?»
Дети:
Если известен автор – сказка называется авторской.
Воспитатель:
- А в чем отличие авторской сказки от народной?
Дети:
В авторской сказке нет волшебных чудес, она бытовая.
Чтение сказки «Царь и рубашка» (по ролям)
автор – Халилов Валера
царь – Фирсов Владимир
мудрец – Петров Артем
крестьянин – Черкасов Валерий
Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров, и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.
Воспитатель:
- Какова идея сказки?
Дети:
Автор заставляет читателя задуматься, может ли быть счастлив человек, не имеющий даже рубашки?
Воспитатель:
- А в чем заключалось «несчастье» царя?
Дети:
Царь был болен.
Воспитатель:
- Кто оказался самым счастливым жителем царства?
Дети:
Самым счастливым оказался простой мужик.
Воспитатель:
- А в чем заключалось счастье крестьянина?
Найдите и прочитайте слова их текста.
Дети:
«… Вот, слава Богу, наработался, наелся и спать лягу, чего мне еще нужно?»
Воспитатель:
- А как вы понимаете, что такое «счастье»?
Дети:
- Когда ты здоров и у тебя есть друзья.
- Когда нет войны.
- Когда нас окружают близкие люди.
Воспитатель:
- Найдите в тексте и прочитайте предложение, по которому вы смогли определить,
что это произведение является сказкой?
Дети:
«…Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет…»
Воспитатель:
- Кто думает, что счастье заключается в богатстве, тот глубоко ошибается. Счастливые люди не задаются вопросом, счастливы они или нет – просто живут. Они знают, чего хотят. Они не умеют скучать. Умеют любить и быть благодарными!
Воспитатель:
- Ребята, а кто может сказать, что такое притча? (ответы)
Воспитатель:
Притча – поучительный рассказ, который несет в себе народную мудрость.
Чтение притчи «Отец и сыновья» (по ролям)
автор – Грунский Владимир
отец – Кравцов Роман
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Воспитатель:
- Назовите действующих лиц в этой притче?
Дети:
Отец и сыновья.
Воспитатель:
- О чем говорил отец своим сыновьям?
Дети:
Отец говорил, чтобы они жили в согласии.
Воспитатель:
- Как вы понимаете выражение «Жить в согласии?»
Дети:
«Жить в согласии» - это значит не ссориться, не ругаться, делать все вместе.
Воспитатель:
- Прочитайте слова из текста, в которых заключена основная мысль?
Дети:
«….Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь, вас всякий легко погубит!»
Воспитатель:
- А с друзьями мы должны жить в согласии?
Дети:
Да.
Воспитатель:
- Поднимите руки, у кого есть друзья?
- А может быть у человека несколько друзей? (ответы)
- А кто может сформулировать главное правило дружбы?
Дети:
Главное правило дружбы – живи в согласии с другом.
Воспитатель:
- А с чего начинается дружба?
Дети:
Дружба начинается с улыбки.
Воспитатель:
- Ребята, ведь улыбка ничего не стоит, но многое дает.
Воспитатель:
- Какие пословицы можно подобрать к данной притче?
Дети:
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
- Один за всех и все за одного.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
Воспитатель:
- А к нашему классу эта притча имеет какое-либо отношение?
Дети:
Да, имеет. Потому, что мы живем одной семьей, вместе учимся, вместе трудимся.
Воспитатель:
- Каждому из вас я сейчас раздам листы бумаги, на которых изображен овал лица мальчика – это ваш друг. Вам необходимо дорисовать его портрет.
А задание на дом – написать с обратной стороны пожелание и подарить другу.
Воспитатель:
- Ребята, понравились ли вам произведения, которые мы сегодня прочитали?
- Подумайте и скажите, чем притча отличается от других произведений?
Дети:
Притча отличается от других произведений краткостью.
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Большая их часть взята из нашей школьной библиотеки.
С более серьезными произведениями Толстого вам еще предстоит познакомиться.
Читайте книги Льва Николаевича Толстого, сделайте его произведения своими друзьями, учитесь на чужих ошибках и вы многому научитесь!
Воспитатель:
… Вот мы и перевернули последнюю страницу книги о жизни Великого человека и писателя, и ответили на вопрос, который всю жизнь волновал писателя:
«Что нужно для счастья?»
…Мы зажжем эту одинокую свечу для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека.
Стихотворение «Ясная Поляна в жизни Л. Н. Толстого»
(читает Халилов Валерий)
— К Толстому, в Ясную Поляну! —
Велеть бы кучеру:
Вези!
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
…Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
Воспитатель:
- Лев Николаевич Толстой не представлял Россию без Ясной Поляны, а мы не представляем себе литературный мир без Льва Толстого.
Давайте еще раз на мгновение перенесемся на Родину писателя.
Видеоролик «Ясная Поляна»
источник: https://www.youtube.com/watch?v=wEBUZakwkzc
Воспитатель:
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали об игре «Муравейное братство» и зеленую палочку? В эту игру играл маленький писатель – он верил, что на полянке у оврага закопана зеленая палочка, а тот, кто ее найдет – подарит людям счастье.
Так Л. Н. Толстой всю жизнь мечтал сделать людей счастливыми.
А перед смертью попросил похоронить его на той самой полянке.
Видео-презентация «Могила Льва Толстого»
Воспитатель:
- Обратите внимание на удивительно-трогательную безымянную могилу писателя – мягкий бугорок…
Подведение итогов:
Воспитатель:
- О каком писателе шла речь на сегодняшнем занятии?
Дети:
Мы говорили о Л. Н. Толстом.
Воспитатель:
- Где родился и жил писатель?
Дети:
Писатель родился и жил под Тулой в имении «Ясная Поляна».
Воспитатель:
- Как называлась книга Л. Н. Толстого для обучения детей в школе?
Дети:
Книга для обучения называлась «Азбука».
Итог:
Воспитатель:
Нашу сегодняшнюю беседу мне хотелось бы закончить словами самого Льва Толстого,
с которыми он обращался к своим ученикам:
«Ребята, спасибо, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, которые не слушают, а только сами шалят.
А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет,
что старик говорил вам добро…»