Ирина Вдовина
Конспект открытого занятия «Воздух-невидимка» в средней группе
Филиал Солнышко МБДОУ «Детский сад №1 «Чебурашка» Тамбовская область рп Ржакса
Занятие в средней группе
Воспитатель: Вдовина Ирина Валерьевна
2025 год
Занятие в средней группе «Воздух-невидимка»
Цель: формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
-Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия „Воздух-невидимка“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; интерес к экспериментированию;
-воспитывать доброжелательные дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка, коктейльные трубочки по две на каждого ребёнка, веер из бумаги на каждого ребёнка, кусочки сахара на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты, бумажные кораблики, таз с водой, листы бумаги формата А4, разведённые гуашевые краски, стаканы-непроливайки с водой, влажные салфетки, кисти.
Предварительная работа: наблюдение на улице, чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о свойствах воздуха в энциклопедии для детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, а хотите сегодня стать настоящими учеными –исследователями.
Дети: Да!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
– Правильно, это воздух. (Воспитатель на экране показывает картинку с изображением планеты Земля.)
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи, которые хотят разгадать все загадки природы и работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
-А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия? Для этого я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают шапочки и фартуки)
Но прежде, чем мы пройдём в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения. Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.
: В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать.
- Я предлагаю пройти в лабораторию.
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, как обнаружить воздух и какими свойствами он обладает.
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы вдохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?
Дети : Нет, он не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт 1. Воздух можно увидеть. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Давайте возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его, какой он?
Дети: Пустой,
Воспитатель: А теперь раскрываем его, берём двумя руками, набираем воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, на что он похож? Ответы детей.
Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Давайте посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Прозрачный. Теперь выпустим, каким станет пакет?
Вот вам и первое свойство воздуха – невидимый, прозрачный, бесцветный.
Опыт 2: Воздух в человеке и в других предметах
Воспитатель: Ребята, а внутри нас с вами есть воздух? Ответы детей.
-А давайте проверим. Берём стакан с водой и опускаем в него трубочку от коктейля. Давайте подуем в трубочку, что у вас получилось? (Пузырьки).
- Ребята, а откуда же они взялись? Ответы детей.
-А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух в предметах? Ответы детей.
-А хотите проверить? Тогда возьмите кусочек сахара и опустите его в стакан с водой. Что вы заметили? Ответы детей.
Дети: Пузырьки выходят из кусочка сахара.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: В сахаре есть воздух.
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек кирпича и опустите его в другой стакан с водой. Что вы заметили? Ответы детей.
Второе свойство воздуха : внутри нас есть воздух, люди дышат воздухом. И внутри предметов тоже есть воздух.
Опыт 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Что вы слышите? Звук, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Физкультминутки про воздух
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
Опыт 4. «Движение воздуха». Опыт с веером.
Воспитатель: Ребята, возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете? А как мы получили ветер?
Ветер-это движение воздуха.
Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру «Плыви кораблик». Давайте мы со своими веерами подойдём к нашему «морю» (тазику с водой).
-На море спокойно, кораблики качаются на волнах. А что должно произойти, чтобы кораблики поплыли? Ответы детей.
Воспитатель: Так давайте помашем на кораблики своими веерами, пусть они плывут.
Четвертое свойство воздуха : воздух может двигаться. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 5 «Узнай по запаху»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но он может его переносить
Воспитатель: А сейчас, хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом! Будем рисовать воздухом.
Опыт 6 Рисование - Кляксография «Раздуй каплю»
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда рисунки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков! Дети повторяют свойства воздуха.
-воздух невидим, его нельзя потрогать;
-воздух прозрачный, бесцветный;
-воздух есть внутри нас и внутри предметов;
-воздух может двигаться, движение воздуха – это ветер;
- воздух имеет запах
- воздухом можно рисовать
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы так хорошо сегодня проводили опыты, так много сегодня узнали о свойствах воздуха. Вы справились с ролью учёных-исследователей.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вынести облако из воздушных шаров
Задать вопросы из чего это облако и почему так называется?
Подарить каждому ребенку по шарику.