Елена Дяшкина
Открытое занятие по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа
Воспитатель МБДОУ «Явасский детский сад №2» Дяшкина Е. В.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Гипотезы:
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию на тему: „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- ветер - движение воздуха.
Оборудование:
- игрушка «Кукла» и домик;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- таз с кипяченой водой;
- мыльные пузыри по количеству детей;
- капсулы из под киндер- сюрпризов;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- веера по количеству детей; - воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Ответ детей)
- А сейчас предлагаю вам начать наше занятие.
Для этого нам нужно встать в круг и поздороваться друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята посмотрите, сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (Ответ детей)
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
- А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Кукла, появившись из окошка домика: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Итак, начнем наши опыты. Подходим к первому столу. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам перейти ко второму столу, что вы здесь видите?
Дети: веера!
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужен веер?
(Ответ детей)
Воспитатель: помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
( Вывод: когда воздух движется, получается ветер.)
Физминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
ветерок все тише,тише.
Деревце все выше, выше
Опыт 3. (Воздух в человеке)
Кукла: Ребята, как у вас все здорово получается! А вот мне интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Для этого нам нужно пройти к третьему столу. Вам нужно взять трубочку, опустить один конец в стакан с водой, а в другой подуть. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. (Пробуют еще раз)
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.
Кукла: как здорово, ребята, а давайте теперь поиграем с мыльными пузырями. И загоним воздух в мыльную оболочку. (Выполняют)
Вам понравилось (смеется? ( Дети: да)
Опыт 4. (Воздух легче воды)
Спасибо тебе кукла за веселую игру, а вам ребята я предлагаю пройти к следующему столу, для проведения заключительного опыта.
Воспитатель: Что вы видите на столе? (Капсулы от киндер- сюрпризов и таз с водой)
Ребята, я предлагаю вам опустить предметы в воду и понаблюдать за ними. Что происходит? (Капсулы держатся на поверхности воды).
Как вы думаете почему?
Вывод: Внутри капсул есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Воздух легче воды.
Кукла: ох ничего себе! Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает, Так?
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку. Ловили?
- что воздух легче воды, Так?
- что воздух есть внутри предметов мы тоже обнаружили.
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: да Кукла, все именно так. Ребята, а вам понравилось занятие (Ответ детей) Какой опыт понравился больше всего (Ответ)Ой, а куда исчезла кукла?
Кукла: Я тут! (дует).
- Что ты там делаешь?
Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Ведь наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Молодцы, ребята!