МААМ-картинки

Конспект открытого занятия-показа «Русская песня — душа России!» (1 фото)

Светлана Олейникова
Конспект открытого занятия-показа «Русская песня — душа России!»

Открытое занятие-показ «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» в рамках городского семинара – практикума «Формирование гражданской идентичности и патриотических чувств с использованием духовно-нравственного потенциала русской культуры и народного искусства»

Конспект открытого занятия-показа «Русская песня — душа России!»

Ход мероприятия

Дети под народную музыку входят в зал, становятся полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня наша встреча посвящена русской народной песне!

Ребенок: Песня русская в березках, песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах, на санях и на лугах…

Публикация «Конспект открытого занятия-показа „Русская песня — душа России!“» размещена в разделах

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России – никому не сосчитать!

Ведущий: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Так давайте же наших дорогих гостей встретим, как велит старинный русский обычай.

Двое детей делают шаг вперед из построения.

Ребенок 1: Ой, да кого ж мы сегодня встречаем?

Ребенок 2: Гостей дорогих встречаем!

Ребенок 1: Ой, да чем же в России гостей то встречают?

Ребенок 2: Хлебом-солью встречают, да песней доброй величают!

ПЕСНЯ «ВЕЛИЧАЛЬНАЯ» (1)

Дети садятся под музыку. Ведущий берет каравай и становится в центре зала.

Ведущий: Встречать гостей хлебом солью – один из обычаев русского народа. Хлеб считался символом достатка, богатства и благополучия. Про хлеб на Руси сложено много пословиц и поговорок:

Ведущий к детям: А какие, ребята, пословицы или поговорки вы знаете?

Дети: «Хлеб – всему голова», «Без хлеба сыт не будешь» и др.

Ведущий: А ещё в народе так говорят: «кто за одним столом сидел, каравай преломил, тот на всю жизнь задружился». Хлеб-соль вам, гости дорогие!

Звучит музыка (фон).Ведущий убирает на стол каравай.

Ведущий: Русская народная песня…. Родилась она очень давно: никто не может назвать день, когда она появилась. Испокон веков песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти.

Русская народная песня - вид творчества русского народа с глубокой древности, тесно связанная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению.

Разнообразие жанров русской народной песни огромное: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни. Былины, лирические протяжные песни, частушки и многие другие.

Вот, например, пошел крестьянин землю пахать, да хлеб сеять – поёт.

Пошел жених невесту себе сватать – поёт! На Масленицу блины девушки пекут – поют. В армию солдата провожают – поют. По грибы, да по ягоды в лес девушки пошли, утомились, присели – опять поют!

Ребята, догадайтесь, какую самую первую песню вы услышали от мамы?

Ответ детей: колыбельную.

Ведущий: Давным-давно жила молодая семья Иван да Марья.

Под фоновую музыку мальчик и девочка выходят к колыбельке, берут куколку-ребёночка (девочка, котика (мальчик).

И родилось у них дитя. Чтобы дитятку сладко спалось, чтобы дитятку было спокойно, положи-ка ты, Марьюшка, сначала кота в колыбель. (Марьюшка Кладет и качает). Есть такая старинная русская традиция.

Если котику понравится, и он не убежит, только потом можно класть туда ребеночка – значит, дитя в колыбельке будет спать спокойно.

Марьюшка котика вытаскивает, несет на печку, а дитя кладет в колыбельку.

Иван: Дочь лежит, и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг нее хлопочет

С песней колыбельною.

ПЕСНЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ «А КОТИКИ СЕРЫЕ» Соло Марьюшки

Иван да Марья садятся.

Ведущий: Вся жизнь русского народа была связано с трудом, порою с тяжелым трудом. И чтобы духом не упасть, народ обращался к веселым песням. После трудового дня собирались вместе девушки и парни, чтобы отдохнуть и весело провести время - плясали и пели.

Пели веселые заводные русские народные плясовые песни на разные темы: о любви, о природе, о парнях и девушках. Как правило, пение сопровождалось танцевальными движениями. Мелодия и ритмика в этих песнях имеют главное значение. Такие песни создают бодрое настроение, заряжают энергией. Исполняются плясовые песни под гармошку или другие народные инструменты.

Плясовые песни, зачастую, имеют простые, хорошо запоминающиеся слова. Поэтому их специально не заучивали, ориентируясь на запевал.

Дети выстраиваются полукругом, берут трещотку, бубен (2 ребенка)

ПЕСНЯ «ВО БОРУ СОСНА ЗЕЛЕНАЯ»

Дети садятся, кладут инструменты

Ведущий: Сегодня, уважаемые гости, мы не можем обойти вниманием самую известную разновидность русского народного творчества – конечно же, это частушка.

Частушка (часта я песня, припевка, коротушка) — жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Определение «частушка» было введено писателем Глебом Ивановичем Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.). Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки (датируются 16 веком, свадебные «дразнилки» и городские песни. Сначала исполнялись без сопровождения –a, cappella. В последствие стали использовать для сопровождения балалайку. В 19 веке также стали использовать гармонику.

Первый сборник «Частушек» был издан в 1903 году. Далее в результате кропотливой изыскательной деятельности в различных регионах России было собрано около десяти тысяч частушек, которые затем были представлены в двух сборниках, вышедших из печати в 1913 и 1914 годах. Собиратели частушек: Иваницкий, Старшинов, Варенцов, Зеленин, Елеонский, Симаков.

В частушках обычно в шутливом или ироничном тоне воспеваются любовные и семейные взаимоотношения, будни деревенской жизни, игры и забавы молодёжи, а также отображается общественная жизнь.

Частушки изначально предназначались для публичных выступлений: на уличных молодёжных посиделках, гуляниях, свадьбах и праздничных застольях. Разновидностей частушек создано довольно много, но особой популярностью среди всего этого разнообразия пользуются «лирические», «плясовые» и «страдания», которые друг от друга отличаются по характеру, тематическому содержанию, ритму и темпу исполнения.

Основу этой коротенькой песенки обычно составляет четверостишье, в котором чаще всего рифмуются 2-я и 4-я строки.

В каждой местности для «частушек» сочинялись мелодии, характерные для того или иного региона, однако всех их объединял радостный плясовой окрас. Их именовали припевками, пригудками, сбирушками, завлекашами, прибасками, а иногда даже с указанием места их происхождения: «волжскими матанечками», «уральскими тараторками», «рязанскими ихохошками», «саратовскими страданиями», «вятскими нескладушками».

Сегодня мы с ребятами представим вашему вниманию традиционную частушку.

Под музыку дети берут ложки и становятся полукругом.

ЧАСТУШКИ

1. Заиграй-ка, балалайка, 2. Эй, топни, нога,

Балалайка — три струны! Топни, правенькая.

Подпевайте, не зевайте, Я плясать пойду,

Выходите, плясуны. Хоть и маленькая!

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла —

Я не удержалася!

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал —

Курица обидела!

5. Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

6. Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

7. Мы всегда везде такие —

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8. У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ ДЕВОЧКИ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем — молодец!

Под музыку дети кладут ложки и садятся на стульчики.

Ведущий: Издавна народные песни сопровождались хороводами. Понятие хоровод происходит от греческих слов «хор» – массовый танец с песней и «вод», что значит ходить, водить. Первые упоминания о хороводах на Руси относятся к 15-16 векам.

Русский народный хоровод – это не просто танец. Это образ жизни и культура наших предков.

Хороводы бывают по типу движения круговые (по часовой стрелке и против) и некруговые (змейкой, ручейком, каруселькой, парами и т. д.). По принадлежности к действию: трудовыми, обрядовыми, игровыми, семейно-бытовыми, плясовыми.

В плясовых хороводах все поют и пляшут, повторяя движения за текстом.

Семейно-бытовые хороводы водили возле своего дома.

Обрядовые хороводы пришли к нам с языческих времен, когда люди поклонялись солнцу, дождю, земле и др. Водили на праздники: Масленицу (зазывали весну и просили матушку землю о богатом урожае, Троицу (вокруг березки, на Ивана Купалу (смешанные хороводы).

Заводите, ребята, хоровод.

ХОРОВОД «ТРАВУШКА-МУРАВУШКА» З. РООТ

Ведущий: Считается, что фольклорные песни пришли к нам из глубины веков, передавая из поколения в поколение таинственную народную душу. Но на самом деле русские народные песни делятся на народные и авторские. Народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Многие песни, известные не только в нашей, но и в других странах, давно принято считать истинно народными, хотя у этих песен есть авторы музыки и слов. Например: «Калинка-малинка» (автор бывший офицер, муз. критик, композитор Иван Ларионов, «Черный Ворон» (автор унтер-офицер Николай Веревкин, служил при Николае1, «Ой, мороз, мороз» (автор Мария Морозова – солистка Воронежского русского народного хора, «Пчёлочка златая» (автор стихов Гаврила Державин, потом стала строевой песней донских казаков).

И народную и авторскую русскую песню объединяет любовь к своей Родине, своему народу, земле, природе. Эти чувства прекрасно выражаются во всей русской народной самобытной культуре.

Ведущий: Ребята! А сейчас давайте подведем итог нашей сегодняшней встрече с русской песней. Кто же все таки сочиняет такие песни? Кто их придумывает?

Дети: народ сочиняет и передает друг другу (из поколения в поколение).

Ведущий: Как такие песни называются?

Дети: Народные

Ведущий: а если у песни есть автор музыки и слов? (поэт и композитор)

Дети: Авторские

Ведущий: Сегодня мы с вами пели много русских песен, и все они были разного жанра. Какой песней мы открывали наше выступление?

Дети: Величальная

Ведущий: Когда ж поют Величальную?

Дети: Когда встречают дорогих гостей.

Ведущей: А чем же еще встречают гостей, как велит обычай?

Дети: Хлебом солью

Ведущий: А Сонечка нам исполнила очень задушевную песню. Какую?

Дети: Колыбельную.

Ведущий: К какому жанру она относится

Дети: Лирическая песня

Ведущий: Посмотрите внимательно на слайд. Какую песню исполняют девушки?

Дети : Хороводную

Ведущий: Молодцы! А как же называются коротенькие веселые песенки?

Дети: Частушки

Ведущий: Правильно! Разновидностей частушек очень много. А какие вы запомнили?

Дети: Плясовые, страдания, лирические

Ведущий: Россия – уникальная страна, которая хранит традиции нашей нации, глубоко уходящие корнями в прошлое. Долг каждого из нас тщательно изучать наследие своего народа, ради будущего его процветания. Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!

Дети выходят на песню

Ребенок: Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом.

В радости иль в боли? Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как ты появилась, как ты зазвучала?

Ребенок 2: Пролетели гуси – уронили гусли,

Ребенок 3: Пролетали утки – уронили дудки.

Ребенок 4: Их весною вешнею нашли, не удивились.

Ведущий: Ну, а песня?

Все участвующие дети: С песней на Руси родились!

ПЕСНЯ «СТОРОНКА РУССКАЯ»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект открытого показа НОД по рисованию «Грузовая машина» в старшей группеКонспект открытого показа НОД по рисованию «Грузовая машина» в старшей группе Цель: создание условий для рисования грузовой машины карандашами. Задачи: - формировать умение изображать предметы, состоящие из нескольких.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в средней группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» к 75–летию Победы Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна ВениаминовнаКонспект.

Конспект открытого показа в ДОУ сюжетно-ролевой игры «Семья»Конспект открытого показа в ДОУ сюжетно-ролевой игры «Семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №3» Конспект Открытого показа сюжетно.

Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров»Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм. Тема: «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Воспитатель Большова.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия «Песня — душа народа» Цель. Рассказать детям о значении песни в жизни народа. Формировать представление о жанре" песня".Развивать эмоциональную отзывчивость на.

Мини-музей «Русская душа народной куклы»Мини-музей «Русская душа народной куклы» Мини-музеи - это неотъемлемая часть образовательной среды в детском саду. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть,.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в первой младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотамиКонспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в первой младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотами Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности во второй младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотамиКонспект открытого показа проектной музыкальной деятельности во второй младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотами Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия-показа «Русская песня — душа России!»
Опубликовано: 4 октября 2022 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД