Оксана Нефедова
Открытое занятие «Путешествие в страну искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени
Героя Советского Союза М. И. Буркина» городского округа Самара
(дошкольные группы)
«Путешествие в страну искусств»
Открытое занятие к педагогическому совету на тему «Современный подход к развитию творческой личности»
Выполнили:
Богатова И. В.
Нефедова О. А
ЛобазниковаА. Б.
Самара, 2016
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группа: старшая
Публикация «Открытое занятие „Путешествие в страну искусств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Тема: «Путешествие в страну искусств».
Актуальность: В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать, творить. Цель игрового занятия: Познакомить с разными цветовыми гаммами, совершенствовать театральные способности детей, приобщать к восприятию детьми классической музыки. Задачи игрового занятия:
Обучающая. Продолжать развивать у детей коммуникативные, языковые, интеллектуальные художественно – творческие способности в процессе рисования, драматизации и в прослушивании разных музыкальных произведений.
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, координацию движений, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному, театральному,музыкальному искусству. Воспитывать любовь к искусству, культуру поведения.
Материал. Музыкальное сопровождение. Костюмы героев. Конверт с письмом, запись сказки про краски, презентация с картинами, три стола или три мольберта, костюмы для этюдов (кот, лиса, медведь, хозяйка).
Ход открытого занятия.
Зал украшен. Дети входят в зал под музыку. Останавливаются врассыпную и здороваются с гостями. Входит воспитатель с конвертом в руке.
Воспитатель (показывает письмо – сюрприз):
Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо!
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Воспитатель: Ребята, вам хочется узнать от кого письмо?
Дети: Да!
Воспитатель: Это письмо от короля волшебной страны искусств. Вы знаете, что это будет за страна?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: (зачитывает письмо от короля Искусств)
Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Я приглашаю вас в гости, в страну Искусств. В моей стране живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки – кисточки, мальчики – карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги, веселые нотки и музыкальные знаки, ведут беседы говорящие звери. Ярко светит солнышко и все вокруг переливается. Жителям моей страны очень нравится задавать вопросы, загадывать загадки, устраивать представления, рисовать музыку. … В стране искусств очень весело, царят радость, доброта, музыка! Я думаю, что это путешествие будет для вас интересным. Жду с нетерпением в гости! Король Искусств!
Воспитатель: И так в путь! (Дети под музыку садятся на стульчики).
Воспитатель: Куда же мы попали?
Под музыку входит Фея красок (взрослый).
Фея красок: Здравствуйте ребята! Я – фея страны искусств. Мои помощники загадают вам загадки. Мои помощники! (Три хлопка).
Карандаш и кисточка загадывают загадки (дети).
1. Если ты его поточишь,
Нарисуешь, всё что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж
Что же это? (карандаш).
2. Легко без опаски
Её обмакивают в краске,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водят по страничке (кисточка).
3. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой.
Носит воду бородой (краски).
Фея красок: Ребята, а попробуйте угадать, я фея какого искусства?
Дети: Вы – фея изобразительного искусства.
Фея красок: Как вы думаете, для чего нужны краски, карандаши и кисточки?
Дети: Карандаши, краски, кисточки нужны для того, чтобы писать яркие, красивые картины!
Фея красок: Мои друзья, закройте глаза и представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо и даже солнце! По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах…. Что бы было?
Дети: Ответы детей. В такой стране не интересно жить, скучно, уныло.
Дети читают стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцвели
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими скоро я и ты.
Если б в поле расцвели
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
У ромашки – белый цвет,
У гвоздики – красный
Цвет зеленый у листвы
Это так прекрасно!
Воспитатель: Фея красок! Наши ребята очень любят рисовать!
Фея красок: Очень здорово, что вы любите рисовать! Ребята, а вы знаете, что в стране искусств очень много разных цветов. Это целый город разных цветов! Сначала в городе жили только три цвета: желтый, синий и красный. Но потом им стало скучно, и они создали целый город разных цветов! И когда в городе стало очень много разных красок, то они разбились на теплую и холодную цветовую гамму! Вы хотите послушать сказку о девочке Льдинке и девочке Огоньке?
Дети: Да!
Фея красок: Жили-были в городе цветов две девочки. Девочка Льдинка и девочка Огонек. Девочка Огонек была похожа на огонь, солнце. По цвету она была красная, оранжевая! Это и есть теплая цветовая гамма.
А девочка Льдинка была похожа на воду, снег и лед. Она была синяя, голубая! Это холодная цветовая гамма. Всё, до чего дотрагивалась девочка Льдинка, и девочка Огонек становилось либо теплым, либо холодным по цвету. Так они и жили, наполняя мир теплой и холодной цветовой гаммой!
Фея красок: Скажите мне, как называются люди, которые пишут картины красками на холсте?
Дети: Художники.
Фея красок: Друзья, а давайте посмотрим на картину художника Исаака Левитана «Осенний пейзаж». Какие краски использовал художник для написания неба? В какой цветовой гамме написана эта картина?
Дети: Теплые краски, оранжевые, желтые. Теплая цветовая гамма.
Фея красок: А вот еще одна картина художника Архипа Куинджи «Эльбрус вечером». Ребята, а вы знаете, что такое Эльбрус?
Ребенок (встает, дает определение названию): На Кавказе есть двухвершинный вулкан Эльбрус, Он такой высокий, что своей вершиной упирается прямо в облака. Это самая высокая гора России. Вершины гор круглый год покрыты снежными шапками. Снег там очень глубокий. Очень холодно, поэтому Эльбрус называют малой Антарктидой. Восхождение на высокую гору трудная работа, зато с высоты открывается вид необыкновенной красоты.
Фея красок:В какой цветовой гамме написана эта картина?
Дети: В холодной цветовой гамме.
Фея красок: Даже не зная, что это вечерний Эльбрус, мы могли бы понять время суток по холодному лунному отблеску на воде. Общий холодный колорит картины подчеркивает удаленность и холодное величие этих гор. Ребята, а давайте распишем наш серый, скучный, грустный город в разных цветовых гаммах! (Проходим с группой детей на заранее приготовленные столы или мольберты и выполняем задание)
Под музыку входит Петрушка (ребенок).
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я – веселый Петрушка! Шутник и озорник! Я живу в необычайном сказочном мире, в мире, где происходят чудеса, превращения, где оживают куклы, звери и начинают говорить!
Вы догадались, из какого я искусства?
Дети: Петрушка – это страна театра. Это театральный вид искусств.
Петрушка: Какие театры вы знаете?
Дети: Театр оперы и балета, кукольный театр, Самарский драматический театр.
Петрушка: А кто помогает ожить куклам и зверям?
Дети: Артист, актер.
Петрушка: Да, ребята, вы правильно сказали. Это артист. А что должен уметь делать артист?
Дети: Управлять куклами, танцевать, петь, красиво и правильно говорить, двигаться. Петрушка: Какими выразительными средствами пользуется артист?
Дети: мимика, жесты, тембр голоса, костюм.
Петрушка: Какой костюм вы подберете лисе? А мишке косолапому?
На интерактивной доске костюмы зверей. Дети подбирают подходящий.
Воспитатель: Ребята, как вы себе представляете костюм лисе?
Дети: Если бы я была артисткой и играла бы роль лисы в русской народной сказке, то я подобрала бы моей героине такой костюм: расшитую рубашку, сарафан с узорами, кокошник и красные сапожки. Лисица очень красивая, она модница.
Воспитатель: А мишку косолапого как оденете?
Дети: Я думаю, что мишке косолапому подойдет такой костюм: Яркая рубашка красного цвета, штаны (порты) синего цвета, расшитый кушак и лапти.
Дети: Ответы детей. Для костюма лисы: русский народный сарафан, рубашка и кокошник. Для медведя: яркая русская народная рубашка, пояс, штаны.
Петрушка: А вы хотели бы стать артистами!
Дети: Да!
Петрушка: У меня есть волшебная палочка, я произнесу волшебные слова. Раз, два, три – повернись и в артиста превратись! Друзья артисты, ваш выход!
Этюды.
Первый этюд «Хозяйка и кот».
Хозяйка: Почему ты черный кот?
Кот: Лазил ночью в дымоход.
Хозяйка: Почему сейчас ты бел?
Кот: Из горшка сметану ел.
Хозяйка: Почему ты серым стал?
Кот: Меня пес в пыли валял.
Хозяйка: Так какого же ты цвета?
Кот: Я и сам не знаю это!
Второй этюд «Лиса».
Ребенок: У лисы острый нос, у неё пушистый хвост
Шуба рыжая лисы несказанной красоты!
Лиса: Я охотница до птицы
Кур ловить я мастерица
Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь
После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.
Третий этюд «Мишка».
Ребенок: Мишка, мишка ты куда идешь?
В своих лапках что несешь?
Мишка: Это меда три бочонка, для малютки медвежонка.
Ведь без меда он бедняжка, целый день вздыхает тяжко!
Ох, ух, ах…
Воспитатель: Петрушка! Мы справились?
Петрушка: Молодцы, юные актеры!
Звучит музыка, входит Фея музыки (взрослый).
Фея музыки: Здравствуйте дорогие мои девочки и мальчики! Я – Фея музыки. Вам сегодня, невероятно, повезло, в нашей волшебной стране проходит музыкальная выставка. К сожалению, я не могу показать вам мою коллекцию картин, потому что случилась неприятность. Кто – то в галерее пошалил и заколдовал все картины. Теперь мы их можем только слушать, и не можем их видеть.
Воспитатель: Ничего, я думаю, ребята, послушав музыку, сразу догадаются, чьи это проделки.
Фея музыки: Тогда слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыки.
М. П. Мусоргский, «Картинки с выставки» (Избушка на курьих ножках или Баба Яга).
Фея музыки: Ребята, какое настроение в музыке вы услышали?
Дети: Музыка тревожная, злая, сердитая.
Фея музыки: Да ребята, вы правы это музыка тревожная, злая, сердитая. Колючая, острая, таинственная, не добрая. (Играют фрагменты). Так кого же нарисовала эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Фея музыки: Догадались? Ну конечно это Баба Яга. Это она заколдовала все картины. Но колдовство начинает медленно, но верно исчезать. Открываем первую (Бабу Ягу) картину на экране.
Попробуем расколдовать следующую картину? Внимательно послушайте и скажите, на каком торжестве звучала эта музыка?
П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица» (Вальс).
Дети: Ответы детей.
Фея музыки: Правильно, эта музыка звучит на балу. А как двигается мелодия в музыкальном произведении?
Дети: Плавно, певуче, кружась, качаясь.
Фея музыки: Как вы думаете, что делали на балу под эту музыку?
Дети: Танцевали.
Фея музыки: Какой танец звучит?
Фея музыки: Правильно, это Вальс принца и принцессы из сказки «Спящая красавица». Ну, вот мы расколдовали еще одну сказочную картину!
Открываем вторую картину на экране.
Фея музыки: А вы хотели бы превратиться в принцесс и принцев и оказаться на балу. Мальчики приглашают девочек на сказочный вальс.
Исполняется «Вальс»
Фея музыки: Ребята, как называются люди, которые пишут картины музыкой?
Дети: Ответы детей. Композиторы.
Фея музыки: Правильно, композиторы! Обращение к ребенку. Подойди, открой портреты композиторов.
Ребенок подходит к экрану и открывает портреты М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского.
Фея музыки: А кто назовет этих композиторов?
Дети: Индивидуальный опрос. Дети выполняют задание.
Петр Ильич Чайковский один из крупнейших композиторов в истории Русской музыки, талантливый дирижер. Он любил труд и был одержим творчеством. «Без работы жизнь для меня не имеет смысла» - говорил он. «В сущности, я без неё и дня прожить не могу. Композитор написал много музыкальных произведений. Мы знакомы с «детским» альбомом в него входят такие музыкальные произведения «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Модест Петрович Мусоргский – Русский композитор 19 века. В музыке он отражал своё отношение к историческим сюжетам и образам. Его известные оперы «Борис Годунов», «Хованщина». Для детей написал цикл музыкальных произведений «Картинки с выставки» Сюда вошли такие произведения «Прогулка», «Баба Яга».
Фея музыки: Правильно, на этих портретах изображены композиторы: М. П. Мусорский, П. И. Чайковский. А какое из прослушанных произведений написал П. И. Чайковский?
Дети: Ответы детей.
Фея музыки: Ну, вот и подала к концу наша сказочно – музыкальная выставка.
Под музыку входит король страны искусств (взрослый).
Король: Я рад приветствовать вас в стране искусств. Понравилась вам моя страна? Что интересного и необычного вы узнали?
Дети: Композиторов, художников, произведения, о двух цветовых гаммах, какие к ним относятся цвета, что должен делать артист.
Король: Друзья, чтоб вырасти настоящим творческим человеком, нужно владеть разными видами искусств. Талантливый человек, талантлив во всем!
Воспитатель: Ваше Величество, а вы знаете, что узнав, много нового наши ребята смогли нарисовать интересные картины. Давайте посмотрим их!
Показываем выставка картин.
Король: Молодцы! Здорово нарисовали! Как настоящие художники! Ребята, чтобы вы надолго запомнили нашу страну, мы приготовили вам подарки.
Герои дарят подарки. Фея красок – раскраски, Петрушка – театр настольный, Фея музыки – диск классической музыки для детей.
Воспитатель: Спасибо Вам, Ваше Величество, Фея Красок, Петрушка, Фея музыки за замечательные подарки.
Герои прощаются и уходят.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский Сад.
Звучит музыка. Танец «Разукрасим все планеты»
Воспитатель: Я уверенна, что вас не оставит равнодушными эта встреча с прекрасным миром искусства. Может быть, кто-то из вас станет знаменитым музыкантом, композитором, художником, великим артистом! А пока важно, чтобы любовь к искусству у вас не проходила. Музыка, изобразительная деятельность, поэзия были вашими большими друзьями. До новых встреч ребята! До свидания!