Лучший педагог года

Открытое занятие «Соль — удивительное вещество природы»

Таисия Анатольевна Мальченко
Открытое занятие «Соль — удивительное вещество природы»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Соль- удивительное вещество природы»

Цель: Расширить знания детей о природном минерале «соль».

Задачи:

1) Закрепить у детей представления о свойствах, формах и видах соли, и ее различных растворах (насыщенный, концентрированный).

2) Продолжать учить проводить самостоятельно опыты с водой и солью.

3) Соблюдать правила поведения и меры безопасности при работе с солью.

Публикация «Открытое занятие „Соль — удивительное вещество природы“» размещена в разделах

4) Закрепить навык использования соли, как средство для творчества

Материал и оборудование: емкости с различными видами соли: каменная, выварочная, йодированная, мелкая – экстра, розовая гималайская, морская, черная. Мерные стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, по 2 яйца на каждого ребенка, одноразовые стаканчики, ваза, веточки. Готовая соляная ваза. Клеенка на столы. Одноразовые тарелки. Салфетки. Одноразовые маленькие и большие ложки. Мешочек с солью для игры – физкультурной минутки.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (каменная, поваренная, черная костромская, гималайская, морская пищевая, морская соль для ванн).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• проведение лонгитюдного эксперимента «Зимний букет»

• Наблюдение «Где и как используют соль?».

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя, обращенное к гостям:

- Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашей группе. Сегодня мы проведем необычное занятие. Основную роль в проведении его будут играть сами дети. А вот и они.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня пригласила к нам в гости одного ученого Гения Евгеньевича Ученкина. Но почему-то он еще не пришел. Очень странно.

Звучит телефонный звонок.

Воспитатель: Я Вас слушаю. Здравствуйте Гений Евгеньевич.

Ученкин: Здравствуйте! Я задерживаюсь. У меня в лаборатории надо закончить один важный опыт. Но я обязательно к вам приеду. До скорой встречи.

Воспитатель. Хорошо, Гений Евгеньевич, будем вас ждать.

Ребята, но к нам пришли другие гости. Давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями.

1 Ребенок. Уважаемые гости! Приветствуем вас на занятии нашего кружка «Юный Эйнштейн».

2 Ребенок. Наш девиз: «Юный Эйнштейн вперед – через опыты к знаниям!» – все вместе.

3. Ребенок.

- Приглашаем Вас в нашу лабораторию. Но прежде необходимо надеть специальную одежду, и повторить правила безопасности.

4 Ребенок. Первое правило – будь внимателен, не отвлекайся во время проведения работы.

5. Ребенок. Второе правило – не мешай выполнять работу другим, соблюдай тишину.

6 Ребенок. Правило номер три – работу начинай с разрешения воспитателя.

7 Ребенок. Четвертое правило самое важное – Будь осторожен! Не пробуй на вкус содержимое сосудов!

8 Ребенок. Содержи в порядке свое рабочее место. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место. Это правило номер пять.

9 Ребенок. Правило номер шесть – не все опыты можно выполнять самому, некоторые исследования можно поводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель. Молодцы! Правила вы знаете, наши гости тоже их теперь знают. Приглашайте гостей в нашу лабораторию.

10 ребенок. Уважаемые гости просим пройти за столы в нашу лабораторию.

На столах в специальных емкостях стоят образцы соли, мерные стаканы с водой, по два прозрачных стаканчика на каждого ребенка и гостя. Маленькие и большие ложки. По одному куриному сырому яйцу. В центре стола стоит ваза с веточками. Наборы для проведения опытов накрыты салфетками.

Воспитатель: Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку:

В земле родится

На солнце вырастает

В воде умирает (соль)

Воспитатель: Снимите салфетки. Что там? (соль)

Правильно ребята. А сейчас я предлагаю вам рассказать нашим гостям все, что вы знаете о соли.

Воспитатель показывает на разные виды соли и задает вопросы:

1. «Что такое соль? Какие у нее свойства?» -

Ответы детей: Соль - кристаллическое вещество белого цвета с ярко выраженным солёным вкусом;

без характерного запаха;

легко растворяется в воде, образуя прозрачный раствор;

при нагревании долго сохраняет тепло;

имеет свойство слёживаться при намокании; не горит;

соль прозрачный минерал.

Воспитатель. Ребята, мне кажется, что наши гости сомневаются в одном из свойств соли – прозрачность. Давайте проведем небольшой опят и покажем нашим гостям, что соль прозрачная. Что для этого надо сделать? (Ответы детей). Молодцы. Правильно. А сейчас сами проведите этот опыт. (Дети растворяют небольшое количество соли в одном из стаканов). Ребята, поставьте этот стакан на тарелку. Мы продолжим проводить опыты дальше.

2. «Какая бывает соль?»

Ответы детей: Вся соль пришла к нам из моря. Но в зависимости от того, где ее добывают, соль может иметь разное название.

Воспитатель: «А еще какие виды соли вы знаете?»

Краткие рассказы детей о редких видах соли.

Гималайская розовая соль:

Гималайская соль — это розовая соль, которую добывают в Пакистане, в соляных шахтах недалеко от Гималаев. Такой цвет она приобретает благодаря оксиду железа и другим примесям, которые содержатся в почве.

По вкусу и запаху гималайская соль практически не отличается от обычной. Некоторые утверждают, что она менее солёная, а потому добавлять в блюда её приходится больше.

Черная костромская соль:

Чёрная соль — обычно пищевая каменная соль, прошедшая термообработку в печи с добавлением натуральных ингредиентов. Отличительный признак — специфический яичный запах и более мягкий солёный вкус.

Соль при термообработке меняет свой химический состав и физические характеристики. Чёрная соль становится более рыхлой и устойчивой к влажности.

3. «Для чего нужна соль?»

Ответы детей: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

4. «Где и как люди добывают соль?»

Ответы детей: Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах под землей (каменная). Еще месторождения каменной соли находятся высоко в горах (розовая гималайская соль). Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Соль добывается с помощью специальных соледобывающих машин: это специальные горнопроходческие машины и комбайны.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Так добывают морскую соль. Раньше ее добывали вручную. А теперь используют специальный соледобывающий комбайн.

5. «Где и как люди используют соль?»

Подвижная игра с мешочком

Дети встают по кругу. Воспитатель начинает игру. Передает мешочек с солью первому ребенку и задает вопрос: «Для чего нужна соль?». Ребенок отвечает и передает мешочек следующему ребенку и задает тот же вопрос. Игра идет по кругу.

(Возможные ответы детей)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы использовать в косметологии

4. Соль используют в кулинарии

5. Чтобы посыпать дорожки зимой

6. Чтобы обрабатывать древесину в бумажной промышленности

7. Соль нужна для животных

8. Чтобы посолить салат

9. Чтобы засолить грибы

10. Чтобы посолить суп

11. Чтобы посалить помидор

12. Чтобы посолить еду

Воспитатель. Молодцы ребята. Вы очень многое назвали. Какой мы можем сделать вывод. Ответы детей.

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, в основном, её используют для приготовления пищи. Она очень важна для человека.

Воспитатель: Правильно ребята. В старину очень ценили соль. Это был очень дорогой продукт. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

• Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

• Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

• Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой

• На хлебе, на соли, да на добром слове

• Соли не жалей, так и есть веселей

• Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

• Пуд соли вместе съесть, чтоб понять кто ты есть.

• В воде родится, а воды боится

• Без хлеба, без соли никто не обедает.

• Хлеб-соль платежом красна.

• Хлеб да соль и обед пошел.

Воспитатель. Мы немножко отдохнули и снова возвращаемся в нашу лабораторию

Прежде чем начать наши опыты, давайте еще раз вспомним правила работы с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2 .Если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

3. Внимательно слушать воспитателя

4. Не мешать соседу во время работы

5. Сначала посмотри, а потом повтори

6. Выполнил и положи на место

Воспитатель: Мы начинаем проводить наши опыты. и просим гостей делать тоже самое.

Опыт № 1.

«Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт№2.

«Как сделать насыщенный и концентрированный растворы»

- Ребята, сейчас мы с вами будем продолжать растворять соль в воде. Добавьте еще по одной ложке соли. Что получилось? Соль снова растворилась. Попробуйте добавить еще.

Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде, и мы получили насыщенный раствор.

- Молодцы, верно! А сейчас, ребята мы продолжим добавлять соль в воду.

В свой стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

Да, ребята, соль уже не растворяется в воде.

Что мы с вами получили? Ответы детей. – мы получили концентрированный раствор.

Опыт № 3.

«Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? Ответы детей.

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 4

«Соляная ваза»

Воспитатель: Ребята мы с вами уже проводили такой опыт. Что необходимо сделать. Чтобы получить соляную вазу? – ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Слить концентрированный раствор в вазу и поставить в нее веточки. Но результат будет не скоро. Поэтому мы сейчас покажем нашим гостям результат этого опыта.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Солим капусту»

Воспитатель вместе с детьми декламируют и повторяют за воспитателем движения:

1. Мы капусту чистим, частим – показывают, как «чистят капусту, снимая с нее листочки»

2. Мы капусту рубим, рубим – стучат ребром ладони по другой ладошке

3. Мы капусту солим, солим – показывают, как солят капусту

4. Мы капусту давим, давим – пальчиками показывают, как давят капусту

5. Уф, устали – «вытирают пот со лба» (Игру можно повторить два раза)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, много капусты насолили. А сейчас я хочу пригласить вас в нашу творческую мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Творческая работа.

Воспитатель. Ребята, помните, на одном из наших занятий в кружке, мы с вами красили соль? Вот теперь вы узнаете мой секрет – для чего мы с вами это делали.

Сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Предлагаем нашим гостям тоже украсить свой сосуд.

Молодцы! Очень красиво получилось.

Ребята. Вы сегодня очень хорошо потрудились, давайте еще раз вспомним, что такое соль? Какая соль?

- Соль это природный материал. Он не имеет запаха, но у него есть вкус

соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.

- Давайте вспомним и скажем: «Откуда берется соль?» (соль - люди добывают из морской воды, из шахт и на соляных озерах, а помогают им могущие насосы, специальные комбайны и соледобывающие машины.)

- Как вы думаете ребята: «Соль полезна или вредна?» Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на нашем занятии? Ответы детей. Что было самое интересное? Были ли какие-то трудности?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? Ответы детей.

Сюрпризный момент.

Открывается входная дверь и в группу вбегает Г. Е. Ученкин.

ГЕУ. Здравствуйте, я не опоздал? Я туда попал. Группа «Радуга. Кружок Юный Эйнштейн?»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый Гений Евгеньевич! Я очень рада вас видеть. Давно хотела познакомить вас и ребят. Ребята, познакомьтесь - это мой хороший знакомый, ученый Гений Евгеньевич Ученкин. Он часто мне помогает организовать наши с вами занятия в кружке «Юный Эйнштейн».

Но сегодня, наше занятие в кружке, к сожалению, уже подходит к концу.

ГЕУ. Как жалко, опять не успел.

Воспитатель: Не расстраивайтесь, уважаемый Гений Евгеньевич. Мы будем рады Вам в любое время. Ведь наш мир такой большой и так много еще надо узнать. Правда, ребята?

ГЕУ. Но я сегодня пришел не просто в гости. Для того, чтобы вы могли лучше изучать наш мир, я и мои коллеги ученые решили сделать вам небольшой подарок.

Ученый вручает подарок.

Воспитатель: Большое спасибо Гений Евгеньевич.

Дети благодарят за подарок.

ГЕУ. Ребята, мне пора возвращаться в свою лабораторию. Думаю, что теперь мы постоянно будем на связи. До свидания.

Дети: До свидания!

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы попрощаемся с нашими гостями и по нашим правилам уберём свои рабочие места.

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Занятие по бумажному моделированию «Кошка — удивительное животное»Занятие по бумажному моделированию «Кошка — удивительное животное» 1 марта отмечают день кошек. В этот день мы с ребятами заслушали доклад «Кошка - удивительное животное», который подготовила Ангелина,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Соль — удивительное вещество природы»
Опубликовано: 16 марта 2024 в 16:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД