Получи документы

Открытое занятие в подготовительной группе «Колокольные звоны Руси»

Ирина Баранникова
Открытое занятие в подготовительной группе «Колокольные звоны Руси»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №89 ОАО «РЖД»

Технологическая карта тематического занятия

«Колокольные звоны Руси».

В подготовительной группе от 6 до 7 лет.

(Образовательные области «Познание»,«Коммуникация»,

«Художественно–эстетическое развитие» (музыка, «Социализация»).

Автор – составитель:

Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Колокольные звоны Руси“» размещена в разделах

Музыкальный руководитель: Баранникова Ирина Всеволодовна

Высшая квалификационная категория

2019 г.

Дата проведения: февраль 2019 года.

Место проведения: Музыкальный зал.

Время проведения: 07.02.2019 г.

Количество детей: 8 человек.

Характеристика группы : В группе 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков). Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность, музыкальность, творческий позитив и эмоциональность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы выше среднего. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу.

Пояснительная записка.

Занятие проводила музыкальный руководитель. Тематическое занятие разработано в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет.

Занятие было направлено на получение знаний и представлений о колоколах и колокольных звонах России.

Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной музыкально – художественной и продуктивной.

При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Социализация», ОО «Художественно – эстетическое творчество»).

Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словестный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, пояснение, объяснение, рассказ муз. руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.

Подобранный материал и техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.

формировать умение размышлять о музыке;

овладевать действиями сравнения, анализа, обобщения;

- Дети познакомились с новыми словами «набат», «перезвон», «трезвон», «благовест», «звонарь» и др.

- Дети рассуждали и говорили свои мнения о музыке.

- Сравнивали,анализировали,обобщали.

- Играли на детских музыкальных инструментах.

Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.

Задачи:

Образовательные.

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах Росси;

Познакомить с видами колокольных звонов;

Развивающие.

Развивать творческое воображение, расширение кругозора;

Развивать культуру слушания;

Воспитательные.

5) Воспитывать чувство коллективизма и дружеских, уважительных отношений между детьми.

6) Воспитывать любовь к музыке.

Предварительная работа: Разучивание песни Г. Струве «Ты моя Россия», разучивание распевки, подготовить для детей детские музыкальные инструменты, прослушивание произведений П. Чайковского и С. Рахманинова. разучивание танцевальной композиции с колокольчиками и треугольниками.

Используемый материал: Детские музыкальные инструменты (треугольники,колокольчики).

Музыкальный репертуар: Ю. Чичков. Марш, С. Рахманинов. Прелюдия №2ор 3 (слушание музыки,Романс «Динь динь динь, колокольчик звенит»(танец-оркестр,П. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. 1часть (слушание, отрывок,С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. 1 часть (слушание,отрывок,Г. Струве. Песня «Ты моя Россия»

Этап, его продолжительность. Задачи этапа. Деятельность педагога. Деятельность воспитанников. Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности. Результат.

Вводно – организационный.

3 -4 мин.

Организовать правильно внимание детей, подготовить их к музыкальной деятельности. Приветствие (за дверями музыкального зала, установление контакта педагога с детьми.

Муз. руководитель дает установку детям о том, что нужно заходить четко под музыку. Приветствие (за дверями музыкального зала, дети выстраиваются друг за другом, внимательно слушают установку и начало музыки, заходят,шагают бодро, высоко поднимая ноги. Дети выстраиваются на полукруг.

Звучит «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»

М. р. :. Почему мы начали занятие именно с такой музыки? Какую картину она рисует в вашем воображении, что она изображает?

ДЕТИ:

Музыка звучит тревожно, настороженно, тяжело, слышны звуки колоколов…

Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация.

4 -5 минут

Актуализация имеющихся знаний и представлений о музыке. Демонстрация слайдов с изображением картинок и иллюстраций.

Муз. руководитель задает детям вопросы. Рассматривание слайдов с изображениями картинок и иллюстраций.

Дети отвечают на заданные вопросы, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают раннее усвоенное. (Беседа музыкального руководителя с детьми).

Муз. руководитель:

Дети,прослушайте стихотворение, и скажите о чем идет речь?

(стихотворение про колокольчик)

показ слайда).

Д. В стихотворении говорится о цветке колокольчике.

Муз. рук. Что общего в музыке и стихотворении?

Д. В обоих произведениях речь идёт о колоколах.

Муз. рук:Попробуйте догадаться, о чём же пойдет разговор на сегодняшнем занятии?

Д. О колоколах.

Муз. рук. Правильно, вы сами определили тему занятия «Колокольные звоны Руси»

Пробуждение в детях

творческого воображения, расширение кругозора;

Развитие культуры слушания;

Расширение имеющихся представлений.

8-10 мин.

Расширение представления

значения колокольного звона в русской духовной культуре,

актуализация воображения детей, понимания выразительности колокольного звона. Знакомство со словами «набат», «трезвон», «перезвон», «благовест», «звонарь»

Объяснение,показ слайдов, рассказ легенды «О колокольчике»

Закрепить названия видов колокольных звонов.

Слушают легенду о цветке,прослушивают разные виды колокольного звона,участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы.

Совместное открытие новых знаний

Посушайте легенду о цветке колокольчике.

Ребенок рассказывает легенду.

Необычайно красивый цветок. Легенда рассказывает, что когда-то давным давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы- колокольчики, от дунавения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием Христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи русского народа.

А знаете, для чего нужны были колокола на Руси, давайте вспомним?

Д. Колокола созывали народ на церковные службы, на праздники, на собрания, при пожаре, бедствии.

Муз рук. Правильно, внимание на экран.

Презентация (сл. 2,3,4,5,6)

Муз рук. Напомните пожалуйста, где находятся колокола?

Д. На колокольнях, в церквях.

Презентация (сл. 7)

Муз рук. Колокола всегда звонят одинаково?

Д. Колокола звонят по- разному быстро, медленно, громко, тихо…

Муз рук. От чего зависит звук колокола?

Д. От ситуации, в которой они звонят.

Муз рук. Как вы думаете, характер звучания при бедствии и на празднике будет одинаковый?

Д. Разный. При пожаре они звонят быстро и тревожно, а на празднике по-другому.

Муз рук. Да, существует несколько видов колокольных звонов

Презентация (сл8)

Муз рук. Набат - тревожные сигналы о бедствии- частые удары в один колокол

Муз. рук. Представьте своим внутренним слухом, как может звучать набатный колокол. Попробуйте передать этот звон при помощи музыкального инструмента треугольника.

Желающие могут изобразить звук набатного колокола.

Муз. рук. Теперь послушаем настоящий набатный колокол.

Презентация (сл 9)

Муз. рук. Благовест - три редких, медленных, протяжных удара, а затем мерные удары в большой колокол, означающий радостную весть и призыв к началу службы.

Желающие могут изобразить звук благовеста.

Слушаем звучание благовеста.

Презентация (сл10)

Муз. рук. Трезвон - несколько или во все голоса, но по очереди в три приёма, выражает радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения.

Слушает звучание трезвона.

Презентация (сл11)

Муз. рук. Последний на сегодня вид звона Перезвон- это звон поочерёдно в каждый колокол начиная с большого и до самого маленького.

Слушание перезвона

Презентация (сл12)

Формируется уважительное отношение к русской музыке, к русским традициям;

формируются эстетические чувства доброжелательности и отзывчивости;

развивается музыкально-эстетическое чувство;

Динамическая пауза.

3-4 мин.

Смена вида деятельности.

Активизация детей от утомляемости сидячего положения. Музыкальный руководитель проводит игру «Встань под колокол» Дети берут колокольчики,встают на полукруг,один ребенок проходит под «колокольным звоном»,и. т. д. Дети приглашают зрителей поучаствовать в игре. Муз. рук. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки.

Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая часть. Слушание классической музыки. Колокольный звон в произведениях русских композиторов

8 – 10 мин.

Слушание произведений Чайковского и Рахманинова,анализ и размышления о том,в какой партии звучит колокольный звон. Объяснение музыкальным руководителем, что колокольный звон может звучть в партиях других солирующих инструментов (например,рояль) Выполняют практическую работу.

С помощью детских музыкальных инструментов и указанию педагога играют под музыку –Рахманинова и Чайковского (детский оркестр – видео на слайде).

А также танцуют с колокольчиками и треугольниками «Динь динь динь,колокольчик звенит» – Ребята, вы очень часто слышите звон колоколов у нас в городе, слышали и сегодня в записи, а как вы думаете можно ли на другом музыкальном инструменте изобразить звучание колокола?

Звучит Прелюдия с. В. Рахманинова (Фо-но)

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель :Давайте не будем гадать, а прослушаем музыкальное произведение русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, которое называется «Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).

Еще один гениальный русский композитор П. И. Чайковский использовал в своей музыке колокольный звон. Примером тому может служить «Первый концерт для фортепиано с оркестром» (1 часть)

–Вы внимательно послушайте и скажите какому инструменту композитор отдал предпочтение сымпровизировать или изобразить звук колокола и что вы представляете под эту музыку.

Дети слушают музыку, а затем высказывают свои мнения.

Музыкальный руководитель Да, правильно, вы совершенно правы. Действительно в партии фортепиано, а именно в начале произведения мы слышим тему Родины, озвучиваемой оркестром. Тему, то есть мелодию, которая близка и понятна каждому человеку.

Ведь С. В. Рахманинов и П. И. Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской земле.

Молодцы, ребята, я заметила, как вы внимательно слушали эту серьезную музыку и как точно вы описали всю красоту русской земли.

Давайте, и мы попробуем выразить настроение сегодняшней встречи исполнением хореографической зарисовки с колокольчиками и треугольниками.

ТАНЕЦ «Динь динь динь»

Закрепление умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексия.

3 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных знаний, умений, навыков.

Заключительный этап.

Закрепление полученных и имеющихся знаний.

Формирование умений слушать и слышать.

Направление внимания детей.

Формирование интереса к содержанию НОД. Поощрение детей. Медальками «Лучший музыкальный сказочник». Получение эмоционально – позитивного настроения. Муз. рук. Сегодня вы были внимательны, вместе слушали, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасными звуками колоколов,

мы как будто бы попали в старину и наша встреча была посвящена колокольным звонам,присущим только лишь русскому человеку. Поближе прикоснулись к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой.

На нашей встрече мы узнали много нового и повторили старое, побывали в прошлом и настоящем. И сейчас мы повторим те слова, которые встречались нам сегодня.

Дети вместе с муз. рук. выкладывают на мольберте слова:

РУСЬ

БЛАГОВЕСТ

ПЕРЕЗВОН

ЗВОНАРЬ

ТРЕЗВОН

НАБАТ

Музыкальный руководитель

Молодцы, ребята! Я вас благодарю за эту встречу, давайте и мы поклонимся нашим гостям с такими словами:

-«Вас всех благодарим, и солнышко и землю». А в память о нашей встрече мы хотим спеть вам песню и пожелать,чтобы для вас всегда звучал только БЛАГОВЕСТ

Песня «Ты моя Россия»

– Наша встреча подошла к концу, до свидания!

Сформированность представления о колокольных звонах, о том, что в музыке русские композиторы использовали колокольный звон и передавали его звуками других музыкальных инструментов.

Публикации по теме:

«Колокольные звоны!» Фоторепортаж«Колокольные звоны!» Фоторепортаж 14 мая в нашем посёлке произошло радостное событие, звонница местного храма пополнилась тремя новыми колоколами. Благодаря безвозмездной.

«На полях сражений». Открытое занятие в подготовительной группе (начало) Цель: воспитание в детях чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: Обучающие: познакомить детей с историей Великой Отечественной.

Конспект занятия «Колокольные звоны России» Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, воспитывать чувства гордости за свою Родину. Программные.

«На полях сражений» Открытое занятие в подготовительной группе (продолжение) Награды победы. В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Ордена и медали.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНРОткрытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНР Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие • Художественно-эстетическое развитие.

Открытое занятие для педагогов «Береги здоровье» в подготовительной группеОткрытое занятие для педагогов «Береги здоровье» в подготовительной группе Открытое занятие для педагогов «Береги здоровье» в подготовительной группе Подготовили: воспитатель Перелетова И. В., инструктор по физической.

Открытое занятие по музыке в подготовительной группе «Осенняя музыка» Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе: «Осенняя музыка» Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группеОткрытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России» Цель: Развитие патриотических чувств у.

Открытое занятие в подготовительной группе «Зимние праздники и забавы» Открытое занятие в подготовительной группе «Зимние праздники и забавы» Цели:Получить и закрепить имеющиеся знания о зиме,как о времени года.

Открытое занятие в подготовительной группе «Звездочки на земле» Конспект открытого занятия Подготовительная группа Цель: Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Колокольные звоны Руси»
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 08:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД