Юлия Харченко
Открытое занятие «Знакомство со звуками и буквами» по речевому развитию и пластилинографии
Знакомство со звуками и буквами
Цель занятия :
Познакомить детей с понятиями “ звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “ буква”.
Задачи:
• Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
• Расширить словарный запас
• Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
• Развивать умения говорить и слушать
Публикация «Открытое занятие „Знакомство со звуками и буквами“ по речевому развитию и пластилинографии» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму
Оборудование:
• Кабинет со столами, аудиомагнитофон, флешка с записью звуков, доска магнитная, пластелин.
• Космическое приключение.
1. ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?
2. ХОД ЗАНЯТИЯ :
Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?
Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?
Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.
Нам понадобиться транспорт, – какой?
Показ слайда. Ракета.
3. ЗВУКИ.
МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)
Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись (запуска ракеты).
Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.
Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
- Козерог.
- Большая и малая медведицы.
- Лебедя.
Это звуки, которые издают животные и птицы, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
4. ФИЗМИНУТКА
Космонавт не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой,
На другой ноге постой -
Это сделать нелегко.
Теперь прыгай высоко.
5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
Какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Давайте отгадаем с помощью загадок.
Отгадайте загадки:
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)
Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали согласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и согласии.
7. БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
1) – Ребята, а какой первый звук Вашего имени? Я предлагаю вам наши звуки одеть в нарядные костюмчики, чтобы получилась буква.
Раздаю шаблоны букв. Пластилинография звука первый звук имени ребенка.
2) Ребята давайте покажем нашим гостям, как наши звуки превратились в буквы.
3) Предлагаю рассказать стихи про свою букву.
8. ИТОГ
• Какие звуки речи мы знаем?
• Как произносятся гласные звуки?
• С помощью чего произносятся согласные?
• Чем звуки отличаются от букв?
У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас за помощь и внимание.

