Открытый урок чтения по произведению О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький»

Оксана Юрьевна Овечкина
Открытый урок чтения по произведению О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький»

Открытый урок чтения по произведению

О. Колпаковой

«Жил-был Зелёненький»

Исполнитель:

воспитатель

Овечкина О. Ю.

Екатеринбург 2015 г.

Конспект открытого урока чтения по произведению О. Колпаковой

«Жил-был Зелёненький».

Аннотация.

Тема занятия «Содружество искусств (литература и живопись)» актуальна в воспитании старших дошкольников, т. к. является средством речевого развития, художественно-эстетического воспитания.

На занятии дети подводятся к теме с точки зрения интеграции искусств. Дети не только рассматривают иллюстрации, но и слушают классическую музыку. Так воспитывается эстетическое отношение к окружающей действительности. Осуществляется подготовка детей к творческой работе.

На занятии совершенствуются изобразительные навыки детей, осваивается пейзажная живопись, с использованием новой техники работы «граттаж», с применением восковых мелков и гуаши и палочки.

Первая часть занятия, насыщенная погружением в ознакомление с литературой «Жил-был Зелёненький», пробуждает творческие способности детей, создает настроение и готовит их к самостоятельной творческой работе.

Тема: «Содружество искусств».

Техника выполнения творческой работы: «граттаж» (цветные восковые мелки, чёрная гуашь, палочка для процарапывания).

Ведущий вид деятельности: восприятие произведений искусства (музыки, картин, литературных произведений); самостоятельная изобразительная деятельность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие (знакомство с произведением литературы); художественно-эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность, познавательное развитие (ознакомление с миром природы).

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению, развивать интерес к творческой деятельности средствами интеграции искусств: литературы и живописи, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Задачи:

1. Развивать интерес детей к художественной литературе на примере произведения О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький».

2. Формировать эмоционально-чувственное отношение к произведению.

3. Развивать социально-коммуникативные навыки.

4. Совершенствовать умения передавать образы персонажей сказок.

5. Совершенствовать умения работать восковыми мелками и гуашью.

6. Знакомить детей с техникой «граттаж», формировать умения создавать образ, передавая с помощью палочки в изображении основные свойства предметов и их частей.

7. Формировать умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.

8. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование к занятию: компьютер, презентация.

Материал для занятия: белый картон А4; цветные восковые мелки; гуашь чёрная, разведённая с средством для улучшения фактуры; палочки для процарапывания (для выполнения творческой работы на каждого ребёнка).

Зрительный ряд:

• Иллюстрации к книге О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький» (презентация).

• Композиция «Городок цветастиков», выполненная в технике «граттаж» (презентация для показа с поэтапным выполнением).

Литературный ряд:

• Книга О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький».

• Стихотворение З. Бычкова «Книга».

Музыкальный ряд:

П. И. Чайковский «Времена года: Зима».

Игровая ситуация: «Мы на выставке книг».

Предварительная работа:

1. Беседы о книге.

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Рисование в свободное от занятий время.

Взаимодействие с родителями: Подбор материала и оформление альбома «Азбука цвета».

Организация образовательного пространства:

1 – выставочная зона (выставка книг)

2 - игровая зона (проводится игра «Мы на выставке», оборудование для просмотра презентации и беседы).

3 – рабочая зона (столы для творческой деятельности детей с подготовленным материалом).

Предполагаемый результат:

1. У детей развит интерес к художественной литературе.

2. Сформировано эмоционально-чувственное отношение к произведению.

3. Развиты социально-коммуникативные навыки.

4. Дети знакомы с техникой «граттаж»; умеют работать с восковыми мелками и гуашью, способны с помощью заострённой палочки передавать изображение в технике «граттаж», определяя место отдельных предметов и их частей.

5. Сформированы умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.

Методическое обоснование занятия: На данном занятии используются: игра «Мы на выставке», рассматривание книги О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький», беседа, слушание музыки, чтение стихотворений, показ способа изображения (творческих действий, самостоятельная творческая работа детей, совместный анализ выполненных творческих работ. Применяется полихудожественный подход.

Технологическая карта занятия

Вводный этап (введение в тему).

Игровая ситуация.

В группе оформлена выставка книг (различных по содержанию).

Воспитатель:

-Мы с вами попали на выставку книг. Посмотрите, какие они замечательные. Дети рассматривают книги на «выставке». Воспитатель активизирует внимание детей на одну из книг:

Воспитатель:

- Мы с вами сегодня будем говорить о книгах. Я буду экскурсоводом и хочу рассказать о какой-то книге. Вам надо определить, какую книгу я описываю (далее описывает по обложке). Дети, прослушав рассказ, высказывают предположение о какой книге говорит воспитатель.

Воспитатель:

- Молодцы! Я хочу подарить вам несколько замечательных строк про книгу, их автор – З. Бычков.

Дети слушают стихотворение про книгу.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Воспитатель:

- Эта книга называется «Жил-был Зелёненький». А написал эту книгу автор- Ольга Колпакова.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, о чём эта книга? Предположения детей.

Чтение и рассматривание иллюстраций книги О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький». Воспитатель читает сказку, периодически показывая иллюстрации (презентация на компьютере). Непонятные слова и выражения поясняет, заменяет синонимами не прерывая чтения. Дети внимательно слушают сказку и рассматривают иллюстрации к книге.

Воспитатель:

-Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель:

- Как она называется?

Дети: «Жил-был Зелёненький»

Воспитатель:

- О чём эта сказка?

Дети: о разноцветном городе.

Воспитатель:

- Кто живёт в разноцветном городе и как их звали?

Дети: в нём живут Цветастики. Их зовут Красненький, Зелёненький, Жёлтенький, Голубоглазая синь, Оранжевый, Фиолетовый, Серенькие.

Воспитатель:

- А какими они были?

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель:

- Ребята, кто вам понравился в этой сказке и почему?

Дети высказывают своё мнение по очереди.

- А что делал Красненький?

Дети: Красненький иногда сердился, превращался в малинового, и его никто не узнавал.

Воспитатель:

- А что делал Зелёненький?

Дети: Зелёненький любил всё зелёное: яблоки, огурцы, арбуз.

Воспитатель:

-Почему расстроился Зелёненький?

Дети: Зелёненький узнал, что внутри арбуз не зелёный, а красный.

Воспитатель:

- Что он сделал?

Дети: Решил подарить арбуз Красненькому.

Воспитатель:

- Кто такой Жёлтенький и чего он боялся в жизни больше всего?

Дети: Жёлтенький боялся, что перестанет быть жёлтеньким.

Воспитатель:

- Что за девочка жила в Разноцветном городе?

Дети: Синь Енькая была соседкой Жёлтенького.

-Какие Цветастики всё время спорили друг с другом?

Дети: Фиолетовый и Оранжевый.

Воспитатель:

-Кто жил на самой окраине Разноцветного города?

Дети: На самой окраине жили в сером домике Серенькие.

Воспитатель:

- Как они жили?

Дети: Серенькие жили скромно, ни к кому в гости не ходили. Но потом к ним пришли гости, и Серенькие перестали стесняться.

Воспитатель:

- Что случилось с Серенькими?

Дети: Серенький хотел помочь всем в городе почистить в их домах трубы и стал Чёрненьким трубочистом, а Серенькая хотела напечь булочек и испачкалась в муке, превратилась в пекаря Беленькую.

Воспитатель:

- Чем закончилась сказка?

Дети: Цветастики научились колдовать, и так появилась радуга.

Воспитатель:

-Молодцы, дети! Вы были очень внимательными.

.

Воспитатель:

- Чему нас учит эта сказка?

Дети высказывают своё мнение по очереди

-Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, дружными, помогать друг другу, любить друг друга.

Физкультминутка

Воспитатель:

- Ребята, давайте немного отдохнём. Становитесь в кружок. Проведём физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли

(закрывают глаза руками)

И головки опустили,

(приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки

(поднимают руки вверх)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём - и снова в путь.

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все к работе)

Знакомство с техникой выполнения рисунка «граттаж».

Воспитатель:

-Ну вот мы посмотрели с вами на выставке книги. Познакомились с одной книгой «Жил-был Зелёненький» и почитали её. Мы посмотрели с вами иллюстрации к этой книге. А вы знаете, дети, как называется человек, который оформляет книги картинками-иллюстрациями? - Они называются художники-иллюстраторы. А хотите сами попробовать побыть художниками и нарисовать свою иллюстрацию к книге «Жил-был Зелёненький»?

Дети соглашаются.

Воспитатель:

-Тогда подходите к столам. Сейчас мы будем рисовать иллюстрации. Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель:

- Мы попробуем изобразить иллюстрацию Разноцветного города, где живут цветастики. Одновременно вы будете слушать музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

-Дети, а как будет называться картина, на которой изображен город. Дети: городской пейзаж.

Воспитатель:

-Будем создавать сегодня пейзаж города Цветастиков.

Подумайте, как можно показать, передать разными художественными средствами красивый городской пейзаж. Мы с вами попробуем изобразить необычную иллюстрацию.

Воспитатель:

-Я покажу вам интересную технику, которая называется «граттаж». Слово “граттаж” произошло от французского - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Демонстрирует выполненную в технике «граттаж» композицию «Разноцветный городок». Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Воспитатель:

-Нам потребуются: картон, восковые мелки, гуашевая краска черного цвета.

Воспитатель:

-Закрашиваем лист картона цветными восковыми мелками. Используем любые цвета кроме черного. Не жалейте мелков: чем лучше закрашен лист, тем более четким и красочным получается рисунок.

Воспитатель:

-Затем покрываем весь лист черной гуашью. Даем основе хорошо просохнуть. После того, как гуашь просохнет, начинаем процарапывать рисунок палочкой (дома, улицы города, цветастиков, деревья). Еще я нарисую снег, и получится у меня зимний пейзаж. Посмотрите, палочка волшебная: я рисую палочкой, и получается красивый пейзаж! А теперь вы попробуйте!

Продуктивная деятельность: Дети, используя технику «граттаж», закрашивают лист восковыми мелками, покрывают слоем гуаши, рисуют городской пейзаж процарапыванием.

Дети выполняют творческую работу самостоятельно. Воспитатель наблюдает за работой детей, в случае необходимости помогает советом или показом (звучит музыка П. И. Чайковского).

Заключительный этап. Рефлексия. По окончании воспитатель помогает каждому ребенку расположить свой пейзаж на общей выставке работ. Обращает внимание на каждый рисунок, хвалит детей, комментирует. Рассматривают работы, объясняют своё творчество. Дети помогают оформить выставку творческими работами.

Подведение итогов. Воспитатель подводит итог занятия. Вывешивает работы детей на выставку.

Публикации по теме:

Открытый урок «Число имени существительного» Краткосрочное планирование урока Казбаганбетова Ж. Тексерілді: Предмет: Русская речь 16.01.2015 Класс 5 Тема урока Число имени существительного.

Открытый урок для педагогов по ТРИЗ «Мы Робинзоны» Мы Робинзоны. Цели: 1) Продолжить знакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Крузо. 2) Учить выделять признаки предметов.

Открытый урок по ФИЗО «Путешествие в весенний лес» Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре во 2 младшей группе: «Путешествие в весенний лес» Программное содержание:.

Открытый урок по Орксэ для 4 класса «Добро и Зло» Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД 1. Организацион ный Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Презентация.

Открытый урок по речевому развитию Конспект открытого занятия в 1 младшей группе по развитию речи по средствам развития мелкой моторики рук по теме «Весна пришла» Цель занятия:.

Открытый урок по рисунку для учащихся 9–10 лет «Дудлинг» Педагог ДО: Решетникова Олеся Юрьевна Возраст учащихся: Класс: 1 «а» возраст 9-10 лет Тема урока: Дудлинг Цель: Обобщить и систематизировать.

Открытый урок, посвященный Дню ПобедыОткрытый урок, посвященный Дню Победы Цель – воспитать патриотизм, формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания. Задачи: формировать представление.

Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Урок основы смыслового чтения Основы смыслового чтения 5 класс Дата проведения___ Тема урока: Чтение и анализ текста «Русский арьергард и французский авангард».

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Открытый урок чтения по произведению О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 17:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста»
С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится грузовик? Ты...
Сценарий мероприятия «День матери»
Звучит музыка. Ведущий: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре...