Татьяна Фисенко
Совершенствование восприятия окружающего и его отражение в речи детей старшей группы в процессе кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Отражение в речи детей старшей группы образного восприятия окружающего через кружковую работу»
В течении 1012 – 2013 года в моей группе действует кружок «Театр и дети», основанный на развитии речи. Данную тему я выбрала не случайно, т. к. наш детский сад не первый год ставит развитие речи одной из годовых задач.
Публикация «Совершенствование восприятия окружающего и его отражение в речи детей старшей группы в процессе кружковой работы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
В настоящее время, работая с детьми старшей группы, я считаю, что эта задача одна из самых актуальных в образовательном процессе. Ведь чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире ему возможность познать действительность, наладить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Посоветовавшись с членами родительского комитета, я составила перспективный план работы на год, с которым были ознакомлены все родители на первом же родительском собрании.
При составлении плана, я старалась включить разнообразные виды деятельности, и пошла по принципу: от простого к сложному. Учитывая, что дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах, я взяла простую сказку «Теремок». Я говорила голосом одного из персонажей, а дети должны были угадать, за какого героя я говорила. Далее, назвав сказку, ребята сами с помощью интонации загадывали подобные загадки друг другу.
На занятиях кружка периодически знакомлю детей с новыми сказками и учу их пересказывать.
В дальнейшем, используя пальчиковый театр кукол, маски и другие атрибуты, дети самостоятельно обыгрывают эти сказки. В такой момент у ребят успешно развиваются диалогическая и монологическая речь, совершенствуются навыки звуковой культуры, расширяется активный словарь, выразительность речи.
Очень любят дети участвовать в драматизации сказок, стихов, мини – сценок.
С каждым произведением я работаю подгруппами, чтобы каждый ребёнок был задействован в постановке, и мог выступить перед зрителями детьми других групп, родителями. Музыкальное сопровождение помогает подбирать музыкальный руководитель детского сада.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у детей незаметно активизирую словарь. Вследствие этого совершенствуется звуковая культура речи, улучшается грамматический строй. Новая роль в постановке ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно говорить.
На своих занятиях я использую словесное творчество – это индивидуальное, с помощью родителей и коллективное сочинение сказок, историй. Например на одном из занятий мы коллективно сочиняли сказку «Как зайка грызть морковку не смог». Параллельно с развитием речи и фантазии, решалась проблема бытового значения: необходимость чистить зубы.
По принципу «Придумки» сочиняли сказку «Воробышек». Кто-то из детей начинал говорить первую фразу, а следующий ребёнок добавлял одну, две фразы.
Несколько раз сочиняли коллаж из сказок. Учились в одной сказке соединять одновременно разных героев: Красная Шапочка, мальчик-с-пальчик, Змей Горыныч…
Сочинение мирилок, дразнилок, считалок – учит детей рассуждать, раскрывать в своих рассуждениях причинно-следственные отношения.
Родители интересуются работой кружка, и я в индивидуальных беседах подробно рассказываю об успехах ребят, даю рекомендации. Выпустила консультации: «Сочинение сказок про детей, как способ справиться с проблемами ребёнка», «Как рассказывать сказки детям».
Хочется отметить помощь учителя – логопеда. В своей тетради «Взаимодействия логопеда и воспитателя», она регулярно вписывает различные рекомендации, способствующие развитию у детей правильной речи : скороговорки, чистоговорки и т. п.
Очень надеюсь, что в процессе творческой речевой деятельности у детей моей группы будет развиваться умение интересно рассказывать, заинтересовывать слушателей. И это придаст детям уверенность в своих силах, поможет стать общительнее. А общение, как известно, способствует развитию детского коллектива, что является прямым подтверждением народной мудрости: «Умение общаться – в счастье купаться».