Мария Исупова
Ответы на вопросы и эссе «Научно-теоретический анализ основных понятий медиаобразования для педагога современной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ответы на вопросы : «Научно-теоретический анализ основных понятий медиаобразования для педагога современной школы»
Вопрос №1. С чем связана актуальность школьного медиаобразования, формирования медиакомпетентности педагога и медиакультуры учащегося в современном обществе?
Публикация «Ответы на вопросы и эссе „Научно-теоретический анализ основных понятий медиаобразования для педагога современной школы“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Актуальность школьного медиаобразования, формирования медиакомпетентности педагога и медиакультуры учащегося в современном обществе связана в первую очередь со стратегией модернизации российского образования в направлении активного внедрения информационных технологий, а также с глобальными изменениями, происходящими в связи с активным применением современных медиа во всех сферах жизнедеятельности человека.
Врпрос №2. Где и когда в России начали показывать первые учебные фильмы?
Первые учебные кинематографические сеансы для школ Петербурга, Москвы и других российских городов начали проводить в 1896 году.
Вопрос №3. С каким событием 1919 года связана история российского медиаобразования?
В 1919 году в Москве была открыта первая в мире киношкола – Всероссийский государственный институт кинематографии, а в Петербурге – Высший институт фотографии и фототехники.
Вопрос №4. Сравните понятия «медиакомпетентность» и «медиакультура». Что общего? В чем отличия?
И медиакультура и медиакомпетентность происходят от одного термина «медиа» и предполагают собой развитие человека с помощью и на материале средств массовой коммуникации. Однако, если медиакультура представляет собой совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа и выступает как показатель уровня развития личности человека, то медиакомпетентность определяет уже имеющиеся у индивида умения использовать, анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных формах, и зависит от опыта и активного использования умений. Важно развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации, использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны.
Вопрос №5. В чем заключается основная задача медиаобразования?
Согласно «Психолого-педагогическому словарю» (Сост. В. А. Мижериков.
Ред. П. И. Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С. 241.) основная задача медиаобразовании - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий.
Вопрос № 6. Каков вклад в теорию и практику медиаобразования Г. М. Маклюэна и А. В. Федорова?
Англоязычный научный мир считается одним их первых, где исследованию теории медиа придавалось приоритетное значение. Особое внимание уделяется коммуникационным технологиям.
Имя Герберта Маршалла Маклюэна часто упоминается в ряду таких выдающихся исследователей, как И. Ньютон, Ч. Дарвин, И. Павлов. С 1950-1970 годы педагогическая деятельность М. Маклюэна была наиболее активной, так, в 1953-1955 годах он руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникации в Торонто. В 1959 году учёным была разработана первая в мире программа по медиаобразованию для учащихся XI класса торонтских школ. В целом, круг научных интересов М. Маклюэна был весьма широк (теория медиа и коммуникации, культурология, философия, психология медийного восприятия и творчества, проблемы журналистики, медиакритики, медиаобразования, что позволяет сделать вывод о междисциплинарном характере его исследовательской деятельности. Однако в академических кругах многие его идеи в те времена не получили должного признания, основной причиной чего, вероятно, было отсутствие глубокой систематичной обоснованности выдвинутых ученым теорий. М. Маклюэн, в свою очередь, довольно резко критиковал деятельность специалистов, изучающих медиа, заявляя, что их подходы не способствуют самому изучению предмета.
В научных работах теоретика массовых коммуникаций прослеживалась и религиозная направленность. Будучи католиком, М. Маклюэн полагал, что масс-медиа являются посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития. Считается, что именно он одним из первых исследователей ввёл в обращение термин «медиа».
По М. Маклюэну, средствами коммуникаций являются не только традиционные СМИ, но и такой широкий спектр предметов и явлений, как устная речь, дороги, колеса, числа, одежда, комиксы, электрический свет, игры, жилища, деньги, часы и ряд других. Среди традиционных медиа автор выделил телевидение, печать, фотографию, прессу, телефон, кино, радио.
Развивая свою мысль, учёный отметил, что различия между средствами массовой коммуникации имеют гораздо большее значение, чем различия между жанрами транслируемых ими передач. Таким образом, учёный выдвинул свой самый известный тезис «Medium is the Message», который часто переводят как «Медиа – это сообщение». Однако возможен более корректный вариант перевода этого тезиса: «Материя – это сообщение», что, на наш взгляд, более точно отражает точку зрения М. Маклюэна на то, что средства сообщения во многом предопределяют само содержание сообщения.
Таким образом, с точки зрения учёного, средство передачи (например, телевидение) считается более важным, чем содержание передаваемой ним информации (например, определённая телепередача). Учёный впервые акцентировал внимание на значении медиа в обществе, одним из первых обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникаций в неразрывной связи с общекультурными задачами, отдавая культуре первостепенное значение. Особый акцент расставлялся на культурных клише новых типов медиа. Подобные утверждения были достаточно революционными для культурологии и теории медиа XX века.
Учёный выделял в развитии цивилизации три основных этапа. Первый - с доминированием первобытной «дописьменной» культуры, для которой были характерны устные средства коммуникации. С появлением печатного станка наступил второй этап «письменно-печатной» культуры. На этапе 50-х - 70-х годов XX века первостепенная роль отводилась электричеству, и культура по своей природе являлась визуальной. Уже в эти годы М. Маклюэн полагал, что глобализация коммуникаций, связывая людей во всём мире, приведёт к созданию единого коммуникационного пространства и превратит весь мир в одну «глобальную деревню».
Ведением в 1962 году в обращение тезиса «глобальная деревня», учёный подчёркивал, что данный феномен символизирует тесные связи между людьми в масштабе планеты благодаря активному внедрению электронных технологий. Таким образом, учёный доказывал, что смена медийных технологий влечёт за собой смену и развитие культуры. Более того, М. Маклюэн предсказывал, что с помощью медиа под контролем можно будет держать «эмоциональный климат» целых культур. Технологии коммуникации, утверждал он, являются внешним расширением человека, продолжением его тела, органов чувств, нервной системы. Эти медиа преобразуют все стороны его психической и общественной жизни.
А. В. Федоров по отношению к медиаобразованию выделил несколько различных подходов:
- факультативный подход - создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла (О. А. Баранов, И. С. Левшина, Г. А. Поличко, Ю. М. Рабинович, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, Л. М. Баженова и исследовательская группа лаборатории экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования и др.);
-специальный подход, то есть введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиа культурой (С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, Ю. М. Рабинович, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и др.).
Им составлена классификация показателей медиа компетентности личности (медиаграмотности личности, развития личности в области медиакультуры) с учетом подходов Р. Кьюби, Дж. Поттера и В. Вебера а также с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, выделенных в качестве базовых ведущими британскими медиапедагогами : «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов, «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/ медиатекстов, «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов, «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов, «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т. д., «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).
Профессор А. В. Федоров выделяет следующие показатели развития медиакомпетентности аудитории :
1) мотивационный (мотивы контакта с медиатекстами : жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические, нравственные, эстетические и др. стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);
2) контактный (частота общения/контакта с произведениями медиакультуры – медиатекстами);
3) информационный (знания терминологии, теории и истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации);
4) перцептивный (способности к восприятию медиатекстов);
5) интерпретационно-оценочный (умения интерпретировать, анализировать медиатексты на основе определенного уровня медиавосприятия, критическая автономия);
6) практико-операционный (умения создавать/распространять собственные медиатексты);
7) креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности связанной с медиа – перцептивной, художественной, игровой, исследовательской и др.).
Вопрос № 7. Какой из теорий медиаобразования Вы отдаете предпочтение? Аргументируйте свой ответ.
В мире не было и до сих пор нет единой теоретической концепции медиаобразования. По крайней мере, в настоящее время можно выделить несколько теоретических подходов в данной области. Можно предпочтение отдать некоторым из них:
Теория медиаобразования, сориентированная на формирование «критического мышления», теоретическую базу которой составляет культивационная теория медиа. В соответствии с таким подходом средства медиа рассматриваются как «четвертая власть», распространяющая модели поведения и социальные ценности в обществе. Главная цель медиаобразования в этом контексте : защитить учащихся от манипулятивного воздействия, научить их ориентироваться в информационном потоке современного общества, а его основное содержание - оценка влияния медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов, например, в телерекламе). Педагогическая стратегия в рамках данной теории состоит в анализе влияния медиатекстов на индивида и общество, в развитии «критического мышления» у учащихся по отношению к медиаинформации.
Считается, что учащимся (школьникам, студентам) надо научиться ориентироваться в информационно избыточных потоках разнообразной информации; грамотно воспринимать, понимать и анализировать ее, иметь представление о механизмах и последствиях влияния на зрителей, читателей и слушателей. Так, односторонняя или искаженная информация (передающаяся, к примеру, по каналам телевидения, обладающая большой силой пропагандистского внушения, несомненно, нуждается в осмыслении. Именно поэтому учащиеся должны уметь определять: различия между общеизвестным и фактами, требующими проверки; надежность источника информации; допустимые и недопустимые утверждения; различие между главной и второстепенной информацией; пристрастность суждения; неясные или двусмысленные аргументы; логическую несовместимость в цепи рассуждения; силу аргументации и т. д. Формирование умений подобного рода в ходе анализа телепрограмм может принести к хорошим педагогическим результатам – выработке у учащихся своеобразного «иммунитета» к бездоказательности, фигурам умолчания или лжи. Человек неподготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно понимать и анализировать ее, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место, не способен самостоятельно выражать свои мысли и чувства.
Британский исследователь и медиапедагог Л. Мастерман считает, что поскольку продукция СМИ - результат сознательной деятельности, то уже сам этот факт задает по меньшей мере, четыре области дальнейшего изучения:
1) кто отвечает за создание СМИ, владеет ими и контролирует их?
2) как достигается нужный авторам медиатекстов эффект?
3) каковы ценностные ориентации создаваемого таким образом мира?
4) как его воспринимает аудитория? Таким образом, стремление Л. Мастермана ориентировать аудиторию на развитие «критического мышления», анализ механизмов воздействия и ценностей той или иной информации очевидно.
К сожалению, некоторые педагоги слишком упрощенно понимая медиаобразование как школу развития навыков «критического мышления», сужают спектр изучения, ограничиваясь работой с рекламой или телевизионными информационными программами, где легче всего выявить те или иные попытки манипулирования, и оставляют в стороне художественную сферу медиа.
Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории, т. е. теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. В соответствии с таким подходом влияние медиа на аудиторию рассматривается как ограниченное: учащиеся в соответствии со своими потребностями могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст. Главная цель медиаобразования в этом случае - помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы, а основное содержание - стимулировать понимание учащимися (в основном средней школы) роли медиа в их жизни. Педагогическая стратегия : анализ и оценка отдельных элементов медиатекста.
Данная теория медиаобразования полностью противоположна «защитной», сконцентрированной исключительно на отрицательном влиянии медиа. В тоже время, она близка к теории формирования «критического мышления», потому что в обоих случаях речь идет о том, чтобы развить у учащихся умения правильно выбрать и критически оценить медиатекст. Впрочем, есть и существенные отличия: в первом случае медиапедагоги опираются на «положительные» стороны медиаинформации, а во втором – на «отрицательные», то есть пытаются защитить аудиторию от манипулятивного воздействия медиа. Кстати сказать, в некоторых случаях американские педагоги направление медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории называют «обучением критическому восприятию», правда, подчеркивая при этом, что речь идет не о коллективных дискуссиях по поводу эстетических или профессиональных достоинств медиатекстов, а только об анализе их конкретного содержания.
Эстетическая (художественная) теория медиаобразования. Теоретическая база: культурологическая теория медиа. Отношения медиа и аудитории : медиа, скорее, предлагает, чем навязывает интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и оценивает их. Главная цель медиаобразования - помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Основное содержание медиаобразования - освоение языка медиакультуры и ее истории (киноискусства, художественного телевидения и т. д., авторского мира художественного медиатекста. Педагогическая стратегия состоит в анализе художественных медиатекстов, их интерпретации и оценке.
Вопрос № 8. Какое место в настоящее время занимают кинематограф и образовательное видео в современной школе?
Ничто так не оживляет образовательный процесс, как использование кино и видео-материалов. Современные фонды кино-видео-продукции характеризует разнообразие форматов, жанров, тематической направленности, качества, уровня, объемов, длительности созданных ресурсов, что позволяет современному педагогу использовать эти ресурсы в работе с воспитанниками, учащимися. Использование специальных информационных технологий положительно воздействует на процесс восприятия учебного материала, в конечном счете, влияет на эффективность учебного процесса.
Вопрос № 9. В чем преимущества цифрового телевещания?
Существуют основные преимущества цифрового телевидения:
1. Цифровой сигнал будет более устойчив к помехам, чем аналоговый. Это действительно преимущество, как для телеканалов, так и для зрителей.
2. Для передачи цифрового сигнала требуются передатчики меньшей мощности.
3. Вещание цифрового телевидения будет вестись в определенных частотных диапазонах с большей плотностью, что позволит в каждом из них транслировать большее число телепрограмм. Поэтому вопрос не в количестве телепрограмм, вопрос, как всегда, в их качестве.
4. На сегодняшний момент качество изображения, формируемого аналоговым сигналом на экранах наших телевизоров, достигло своего «потолка». Цифровой сигнал же не просто «рисует» лучшую картинку, он имеет и определенные перспективы. Одна из которых – HD – телевидение высокой четкости.
Вопрос № 10. Применяете ли Вы образовательные видеоматериалы на уроке? В чем они Вам помогают? С какими сложностями Вы сталкиваетесь в процессе создания и/или применения на уроках и во внеурочное время образовательных видеоматериалов?
В образовательном процессе применяю различные видеоматериалы, что помогает создать условия для реализации инновационной педагогики, различных педагогических технологий, для индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе усвоения информации, помогает обеспечить мотивационную направленность в процессе реализации самостоятельных действий, помогает создать оптимальные условия для развития коммуникативных качеств и навыков сотрудничества взрослых и воспитанников.
Сложности, проблемы:
1. Отсутствие в достаточном количестве компьютерного сопровождения учебных программ.
2. Отсутствие локальной сети в учреждении.
3. Отсутствие интернета в кабинетах, группах педагогов.
«Модель интеграции медиаобразования в деятельность образовательного учреждения».
Стратегия модернизации российского образования в направлении активного внедрения информационных технологий, глобальные изменения, происходящие в связи с интенсивным применением во всех сферах жизнедеятельности человека современных медиа, актуализирует вопросы школьного медиаобразования, формирования медиакультуры учащихся и медиакомпетентности педагогов, что в отношении педагогов реализуется через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Поэтому очень важен вопрос интеграции медиаобразования в любом образовательном учреждении.
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.
Содержание медиаобразования : основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т. д., сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т. д., практические творческие задания на медиаматериале» (А. В. Фёдоров «Медиаобразование : история, теория и методика». 2001, с. 38).
Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий (Психолого-педагогический словарь/Сост. В. А. Мижериков. Ред. П. И. Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С. 241.)
Медиаобразование является эффективным средством развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
В нашем образовательном учреждении медиаобразование педагогов происходит по направлениям:
• Дистанционное обучение.
• Самостоятельное непрерывное образование.
• Образование педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации на курсах и др.
Непосредственная цель личной медиакомпетентности педагогов состоит в том, чтобы расширять медиаграмотность, включить способность восприятия, анализа, оценивания и контактирования с разнообразными медиатекстами, что особенно важно для современного педагога, общающегося с детьми, которые с самого раннего возраста уже тесно связаны с медиа.
Медиаобразование воспитанников в воспитательно-образовательном процессе осуществляется через интегрированный подход при реализации образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», также через проектную деятельность взрослых и детей.
Вывод: важное значение имеет вопрос формирования медиакультуры ребенка и медиакомпетентности педагога в процессе со-обучения. Учебная, методическая, культурологическая, эстетическая, аудиовизуальная, знаниевая, деятельностная, практико-операционная, технологическая составляющие данного процесса принадлежат педагогу, а техническая, коммуникативная, креативная – ученику, воспитаннику.