Получи документы

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте

Татьяна Барабанова
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте

Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего детства.

Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребёнок фактически и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.

Задача педагога – сформировать у ребёнка к трём годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом –заместителем и воображаемым предметом, связать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром – взрослым, а затем сверстником.

Публикация «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте» размещена в разделах

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развёртывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в неё ребё нка:

- привлекать к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра – взрослого;

-привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

-ориентировать на продолжение, дополнение игрового действия партнёра- сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом (катать друг другу мяч, тележку, сообща собирать одну пирамидку и т. д.). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро даёт результат, изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слёзы и крик, реже становятся ссоры, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребёнка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретённый в семье.

Это не должны быть специально организованные игры- занятия, где взрослый с дидактическими целями демонстрирует тот или иной сюжет. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам. Такая игра педагога – важное условие втягивания малышей в условную ситуацию.

Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Как правило, дети наблюдают за игрой воспитателя : одни подходят к нему, другие, отвлекаясь от своих игрушек, следят за его действиями издали. Если кто-то из детей занят своей игрой, не надо настаивать на том, чтобы он прекратил её.

Начатая воспитателем игра может продолжаться уже с вовлечением в неё какого-то определённого ребёнка, в данный момент наиболее расположенного к общению со взрослыми.

Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть – не хочет спать, хочет спать - не хочет спать и т. д. Причём ограничивается включением в игру каждый раз двух-трёх действий в рамках одной сюжетной ситуации.

На этом этапе предполагаются игровые ситуации с предметами, имитирующими реальные, - это помогает детям понять смысл игровой ситуации, включиться в неё. Условность подчёркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, приписывает кукле разные эмоциональные состояния. По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации; связанная друг с другом (варит кашу на плите и кормит куклу и т. д.).

После того, как дети научились развёртывать игру с сюжетными игрушками, они могут подключаться к игровым действиям партнёра- взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем. Необходимость самому использовать предмет-заместитель возникает у ребёнка только тогда, когда он уже включён в условную ситуацию игры, хочет её продолжать, и не видит подходящей сюжетной игрушки. При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предмета.

Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них действие может остаться непонятным ребёнку. В это же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом. Важно иметь в виду, что детям раннего возраста свойственно употреблять предмет-заместитель в самостоятельной игре именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому, в дальнейшем необходимо придавать одному и тому же предмету различное условное значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому в дальнейшем необходимо придавать одному к тому предмету различное условное значение.

Следует также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развёртывания игры в реалистических предметных опорах. По мере работы с детьми педагог должен переходит к более гибкой организации предметно- игровой среды, представляя, самим малышам возможность дополнять её необходимыми игрушками. Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить, какие на время убрать.

Обычно дети, поиграв ранее с воспитателем или просто понаблюдав его игру, начинают осуществлять игровые действия самостоятельно, они вносят в неё изменения, переносят игровые действия на новых персонажей и т. п., такого рода инициатива является показателем усвоения ребёнком условных действий с предметами.

Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрасти» к какой-то одной игрушке, оставаясь на уровне простых манипуляций с ней, он должен подключиться к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру.

К двум годам можно приобщать ребёнка к игре с воображаемым предметом, которого нет. По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 детьми к игре, позволяющей включить в неё всех желающих.

Итак, дети научились самостоятельно развёртывать игровые действия. Теперь воспитатель может направлять ребёнка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета.

Воспитатель должен также иметь в виду, что в связи с возрастными особенностями психики дети третьего года жизни ещё не способны к длительному сосредоточению, для них характерно стремление к двигательной активности. Поэтому постоянное перемещение по групповой комнате, смена занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре – нормальная картина в период самостоятельной деятельности.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующее воздействие взрослого и самостоятельная игра детей не могут быть разведены во времени.

Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Презентация «Если в доме пожар» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Если в доме пожар", возможно для кого-нибудь она окажется полезной. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте
Опубликовано: 1 января 2015 в 17:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД