Получи документы

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани

Елена Кранда
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани
▼ Скачать + Заказать документы

Работа в детском с учетом регионального компонента сосредотачивает внимание на стилевых особенностях, направлена на формирование первоначальных представлений об особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства Кубани (узоры вышивки). Орнаменты часто делят на такие виды как: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный. Как известно, орнамент - это узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов.

Орнаментальная вышивка по характеру подразделяется на:

геометрические, растительные, зооморфные, антропометрические.

Публикация «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани» размещена в разделах

Геометрический орнамент - создается при помощи закономерного повторения какого-нибудь абстрактного мотива.

Растительный орнамент - это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива, которые занимают центральное место в кубанской вышивке. Распространён мотив вазона, имеющий очень древний источник, как и дерево жизни. Структура букета остаётся, как правило, практически неизменной: три цветка, из которых один более крупный, в окружении редких листьев, бутонов и гирлянд из мелких полевых цветов. По сторонам вазона могут располагаться птицы, бабочки, монограммы. Антропоморфный орнамент - это последовательное повторение стилизованных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами.

Эпиграфический орнамент - текстовый мотив, к которому относятся, прежде всего, надписи, широко применяемые в старые времена. К эпиграфическим мотивам относится, прежде всего, надписи, широко применяющихся в качестве украшений в искусстве многих народов. Надпись несёт смысловую нагрузку и одновременно выполняет декоративную функцию, являясь украшением. Чаще всего текст вышивался на рушниках. На многих из них встречаются монограммы. Это не всегда инициалы автора. Часто мастера выбирали просто понравившиеся буквы или их сочетания. Обычно монограммы или литеры помещались над узором, реже - между его элементами.

Шрифтовой орнамент нередко обогащается растительными элементами: веточками, ягодками, мелкими цветочками, завитками. Иногда на рушниках помещался год изготовления.

Антропоморфный орнамент - это последовательное повторение специальных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты, которые складываются из геометрических мотивов. В кубанской вышивке антропоморфные мотивы встречаются довольно редко.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

Птица - один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества. Узоры с птицами выполнялись различными видами вышивальной техники. Чаще всего образ птицы трактован довольно реалистически и можно явственно определить породу: петухи, павлины, голуби. В народном представлении голубь - чистая, светлая, "Божья" птица. Птицы - пожелания семейного счастья, любви. Изображение петуха над крышей дома - это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак - оберег, который часто любили вышивать на полотенцах. Голубь - символ мирной жизни, любви.

Растительный орнамент занимает главное место в кубанской и казачьей вышивке. Схематические, очень обобщенные геометризованные изображения деревьев с симметричными ветками, иногда заканчивающиеся розетками, составляют на рушниках композицию ряда. Цветы в самых разнообразных комбинациях - на ветках, в гирляндах, в букетах, вазах - занимали центральное место в вышивке. Излюбленными были мотивы розы разнообразной модификации. Роза выполняла роль оберега.

Чаще всего на рушниках вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это - Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. В кубанских рушниках древо жизни часто изображается как букет в вазоне или в кувшине. На рушниках часто встречаются изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением. Эти жар-птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня. Сияющее оперение из перемежающихся ромбов, квадратов, крестиков, кругов - солярных знаков, наверное, означало сияние солнечного света. Часто такие жар - птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно олицетворение воздействие солнечного тепла на природу. Символ солнца - это различные круги. В вышивках можно видеть изображения кругов, но часто солнце изображалось многоугольником или ромбом, а иногда квадратом. Верный друг казака его боевой конь. Он делит с ним тяжёлые будни, голод, холод. Конь участвовал в различных обрядах. Сильный, красивый, быстрый конь оказался запечатлённым на свадебных вышивках как солнечный знак - оберег. Труд казака связан с землёй, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля - ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать - сырая земля заботилась о своих детях - людях, кормила и поила их.

Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном, мастерицы использовали красный цвет - символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.

Цвет красный - это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.

Черный- цвет земли, пашни, ночи, покоя.

Зелёный - использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.

Жёлтый - цвет разлуки.

В разных ситуациях узоры были разные. В любом случае вышивка на белом рушнике выполнялась черными и красными нитками.

Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличных от метропольных. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Вышивали крестом и гладью. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приема исполнения. Девочки уже с 6-7 лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц. В старину не найти было ни одного дома без рушников - самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. Говорят, что дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег. По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.

Рушники являются интерьерной тканью, наряду с подзорами, салфетками, постельным бельем и картинами. Одно из первых мест по бытовому значению занимали вышитые и тканные полотенце-рушники. Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимала большое место в свадебном ритуале. Полотенце вешали на священные деревья и иконы. По своим функциям в системе ритуалов полотенце подразделяется на «утирач», «кликовые», «плечевые», «подарковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенце «утирач» для вытирания рук и для повседневного пользования - почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько обычно красного цвета. «Кликовые» или «крючковые» полотенце получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стены гвозди- «крючки» (укр. «килок» - деревянный гвоздь). Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии. Для зеркала иногда употреблялись специальные полотенце, вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним. Декоративные полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев.

Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельём. Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. К самым красивым можно отнести свадебные рушники. Рушники служили в качестве подарка (ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами вступивших в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно. Основным орнаментом свадебных полотенец были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Обычно в доме имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это прежде всего рушник для новобрачных - молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика - геометрический орнамент, для девочки - с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками. Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей. Для детей, гостей готовились маленькие белые полотенца с вышитыми цветами, птицами. Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Преобладающий красный и черные цвет в вышивке рушника тоже не случаен: красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила). Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля. При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Живые Существа

Волк – знак Ярилы.

Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.

Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.

Оленина (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

Петух – знак Огня.

Символы:

Виноград - плодовитость, богатство, божий знак.

Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила.

Роза - любовь, милосердие.

Мальва - девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества.

Мак - расцвет женской красоты, богатство. В кубанских песнях черноморских казаков цветущий мак - поэтический символ девичьей красоты «гарна дивка, як макивка». Махровый мак является символом убранства и пышности. Букет из полевых цветов - трех крупных маков и васильков, украшают салфетки, скатерти. Вышивают такие цветы гладью, так как такой приём позволяет передать точность рисунка.

Барвинок - красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание.

Хмель - Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика.

Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.

Лилии- в легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.

Дерево рода - очень сильный символ - его говорят супер на свадьбу вышивать, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т. д.

Вазон обязательно должен быть изображен на вышивке, в нем – корни семьи, начало рода. Это дерево рода невесты, о чем свидетельствует петелька. Опушенные ветки справа – свидетельство того, что мать невесты потеряла родителей, и она теперь сирота. Левая сторона – сторона отца, и родители его живы. У родительского узла со стороны отца нет никаких изображений, значит отец один у родителей, и у него нет ни братьев, ни сестер. А вот у невесты есть еще тетя – сестра матери. Вышивают слова "на счастье" "на долю", но под основным рисунком!

В наши дни рушники можно встретить не только в тишине музейных залов. В современном мире домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами, распечатанными на принтере, а также вышитые на специальной машинке. В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома. Необходимо отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В кубанских станицах девочки с 6-7 лет приучались к прядению и вышивке. По старинному обычаю, они собирались в будние осенние и зимние вечера "на сиделки" в какой-нибудь дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками и бывало по рисунку можно было узнать, где изготавливали предметы быта. Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками и бывало по рисунку можно было узнать, где изготавливали предметы быта. На Кубани издавна вышивали гладью, крестом простым и болгарским, делали мережки. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Мастерицы-вышивальщицы, вышивая свои узоры, искали вдохновение, как в бытовых сценах, так и в многообразии природы: таким образом, окружающий мир самым непосредственным образом влиял на искусство вышивки. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц, зверей, людей.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани не заканчивается беседой и показом оригинальных вышивок из музея. На основе узоров вышивки можно создать дидактическую игру, например, кубики с узором кубанской вышивки, пазлы с узорами, игру «Что нужно народному умельцу для работы. В нашем саду есть эти игры, и после тематических занятий с применением регионального компонента (изодеятельность, мы с детьми закрепляем знания в игре.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани
Опубликовано: 9 октября 2022 в 18:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кранда (УИ 118690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД