Папки-передвижки

Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани

Оксана Семухина
Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани» размещена в разделах

В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы : «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Наша Родина – это Кубань. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. Я решила познакомить детей глубже с историей казачьего края, нашей станицы.

В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях. Созданием системы изучения национально - регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении является одним из направлений совершенствования патриотического воспитания маленьких казачат.

Возрождение историко - культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально - региональных факторов в воспитании детей.

Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к малой Родине, ее культурным ценностям.

Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Кубани.

Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором Кубани и своей станицы, поставив перед собой следующие задачи:

Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.

Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции казачества.

Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.

Познакомить с культурным наследием Кубани (языком, фольклором, обычаями, обрядами).

Знакомство с кубанским народным костюмом.

Разучить с детьми кубанские песни, на кубанском говоре и современных авторов.

Познакомить с пословицами, поговорками, загадками Кубани.

Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.

Знакомство детей с Кубанью, станицей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Формирование у детей устойчивого интереса к кубанским народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.

Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной кубанской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л. М. Васильевой с учётом программы авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к кубанской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи программы :

Образовательные:

Знакомить детей с русским народным, кубанским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).

Воспитательные:

Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Методические приемы:

наглядный, словесный, практический;

беседы с детьми;

наблюдение за природой;

слушание русских народных песен, сказок;

инсценировки песен и малых фольклорных форм;

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы( 2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);

Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май)

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Детский музыкальный фольклор».

ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно -попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх, в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

«Народные песни».

ТЕМА 1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. «Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3 «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

«Игровой фольклор».

Тема 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

«Хоровод».

Тема 1, 2 «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение, песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

«Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2 «Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Содержание кружка ориентировано на детей 4-7 лет. Занятия проводятся1- 2 раза в неделю во 2 - ой половине дня по 30 минут.

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:

4-5 лет

*Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты.

*Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.

*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).

*Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.

*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.

*Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка», идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.

*Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.

*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

5-6 лет

*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).

*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.

*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

*Проявлять внимание и заботу к близким.

*Передавать полученные знания малышам.

6-7 лет.

*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.

*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.

*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой».

*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

*Передавать полученный опыт малышам.

Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Публикации по теме:

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Конспект НОД по ознакомлению с фольклором во второй младшей группе. Потешка «Тень-тень-потетень» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация).

Конспект НОД по ознакомлению с фольклором во второй младшей группе. Потешка «Еду-еду, к бабе, к деду» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с малой Родиной «В гости к деревьям. Природа Кубани осенью» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с малой Родиной «В гости к деревьям» Программные задачи: расширить.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей второй группы раннего возраста с фольклором «Калачи из печи» конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей второй группы раннего возраста с фольклором "Калачи из печи" Программное содержание.

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Я живу на Кубани» в подготовительной к школе группе .

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани»Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

«На Кубани мы играем, на Кубани мы поём!» Сценарий развлечения для воспитанников средней группы «На Кубани мы играем, на Кубани мы поём!» Цель: приобщать воспитанников к кубанской культуре Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с бытом.

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего возраста с осетинским фольклором и искусством ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Осетинское народное творчество является живым, благотворным источником мудрости. Оно заключает в себе не только.

Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области Тема: «Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области». Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 22:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Семухина (УИ 769998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД