Ольга Григоричева(Гусева)
Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :, Дымковские игрушки’’
Задачи:
Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.
Развивать чувство ритма, симметрии.
Воспитывать чувство цвета, знакомство с формой.
Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя, используя в технике прорисовки, разные элементы росписи- круг, кольцо, точка, волнистые и прямые линии.
Активизировать словарь.
Публикация «Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе, Дымковская роспись» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал:
Оформлена поляна с дымковскими игрушками : конь, олень, индюк, барышня…
Панно с изображением луга и, пасущихся животных, помещеное на доску или мольберт. Гуашь, кисти, бумажные силуэты дымковских игрушек.
Ход занятия.
Дети садятся в автобус и отправляются в путешествие. Остановка: ,Дымково’’. Перед детьми поляна с дымковскими игрушками.
Педагог:
Ребята, посмотрите, это же глиняные игрушки из слободы, которая называется Дымково, сколько их много и называют их нежно и ласково, Дымка’’. Родились игрушки в городе Кирове, на высоком берегу реки Вятка. Если встанешь на этот высокий берег, то и увидишь слободу, Дымково’’. В пасмурные дни, когда туман, слобода находится как будто в дыму. Зимой, когда жители топят печь, дым окутывает все, вокруг становится белым - бело. По берегам реки много глины. У каждого дома стоят мешки с глиной, с мелом, ящики с красками, с яйцами и молоком - все это необходимо для чуда, которое мы видим на этой поляне - дымковские глиняные игрушки! Мы любуемся на индюков, лошадок, козликов…
Давно - давно мастера лепили только свистульки, в деревне было много ребятишек и решили мастера сделать из глины для них игрушки, слепят игрушку и в печь поставят, из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие!
Потом разводят мел в молоке и белят игрушки, ставят их на солнышко сушиться и наступает пора расписывать игрушки.
А расписывают мастера самыми разными цветами, используя элементы.
-Ребята, назовите элементы росписи (Ответы детей)
Правильно, их всего пять: круг, точки (горошины, кольца, прямые и волнистые линии. Покажите руками в воздухе, как мастера рисуют круг (показ) прямые линии (показ) и т. д. Все получается очень ярким и нарядным, праздничным!
Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.
Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии –вода, а пересечение прямых линий- земля.
Посмотрите, какие яркие краски использовали мастера (ответы детей). Каждый цвет дружит друг с другом, поэтому так пестро и весело от такого хоровода. Но, оказывается и это еще не все!
Предстоит хитрая работа - ,сажать золото’’,т. е. рисуется лепесток в нужном месте. И вот игрушка засветилась и на душе стало радостно, празднично!
Педагог предлагает детям потрогать, рассмотреть дымковские игрушки, поиграть с ними, сопровождая текстом стихов и потешек о дымковских игрушках :
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Вот какой индюк нарядный,
У большого индюка,
Все расписаны бока,
Посмотрите пышный хвост,
У него совсем не прост.
Ваня, Ваня - простота,
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед,
И поехал в огород.
Педагог:
Ребята, сегодня у нас с вами была остановка,Дымково’’, где мы познакомились с дымковской игрушкой, с ее историей и созданием.
Вопросы к детям:
Понравилась ли вам дымковская игрушка?
Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?
Для чего нужны дымковские игрушки?
Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
А следующая наша остановка,Мастерская’’
Тема:, На лугу пасутся ко. ’’
Роспись дымковских игрушек.
Задачи:
Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, цветом, элементами.
Развивать чувство ритма, симметрии.
Воспитывать чувство цвета, знакомство с формой.
Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя, используя в технике прорисовки, разные элементы росписи - круг, кольцо, точка, волнистые и прямые линии.
Активизировать словарь.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал:
Оформлена поляна с дымковскими игрушками : конь, олень, индюк, барышня…
Панно с изображением луга и, пасущихся животных, помещенное на доску или мольберт. Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, бумажные силуэты дымковских игрушек. Ткань,Туча “
Ход занятия:
Дети садятся в автобус и под сопровождение русской народной мелодии, едут в мастерскую дымковской игрушки.
Слышится лай собаки. (На мольберте появляется щенок, расписанный элементами дымковской росписи.)
-Ребята, Дымок хочет нам рассказать, что случилось.
,Сегодня на лугу я пас лошадок, козликов…они были такие яркие, праздничные, но вдруг налетела большая туча, и случилась беда - все краски, смылись? Лошадки все белые-белые и нужна ваша помощь, чтобы вы помогли игрушкам стать яркими и красивыми, а для этого их надо снова раскрасить.
- Ребята, поможем? (ответы детей)
Вы, помните как раскрашены были игрушки на поляне? Какими элементами? (ответы детей) Давайте не будем терять время, краски и кисти ждут нас, чтобы помочь животным. Все они прискакали и пришли к вам, посмотрите, этот конь прискакал к Павлику и просит: ,Помоги мне, Павлик! ’’и т. д.
Самостоятельная работа:
У детей трафареты, педагог во время работы детей уточняет прорисовку элементов дымковской росписи, цвета краски и т. д.
По мере окончания раскрашивания трафарета, работы вместе с детьми составляют композицию: ,На лугу пасутся ко…
Уточняют:
-У кого самый яркий конь?
Какие элементы росписи понравилась?
Ребята, Дымок благодарит вас за помощь, которую вы оказали животным. Теперь они яркие, праздничные будут пастись на лугу и радовать всех, а мы садимся в автобус и отправляемся в детский сад!