Папки-передвижки

Консультация «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций»

Нина Пушнова
Консультация «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций»

В сентябре 2006 года я проходила обучение на курсах повышения квалификации в Вологодском институте развития образования по программе «Истоки» (авторы профессор А. В. Камкин и профессор И. А. Кузьмин). Меня очень заинтересовала и вдохновила эта программа, так как она способствует возрождению многовековых традиций России, формирует у детей систему жизненно важных ценностей, развивает жизненное пространство ребёнка, семьи, школы. Впервые в дошкольном образовании взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками осуществляется на основе активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определённым технологиям.

Публикация «Консультация „Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций“» размещена в разделах

Я составила проект по теме «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций», главные цели которого:

Первоначальное знакомство с истоками русских традиций;

Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками;

Создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе.

Вместе с родителями приобрели для каждого ребёнка серию книг «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» и «Семейные традиции», главная задача которых – приобщить взрослого и ребёнка к истокам русских традиций. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребёнку вернуться к педагогической традиции России, базовым основанием которой всегда была любовь к людям.

Центральное место в каждой книге занимает сказка и её анализ. Сказка ценна тем, что она помещена в полном объёме, в первоначальном контексте, является копилкой мудрости. Мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, жизненные ценности, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки : «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Морозко» помогают детям постигать вечные истины, духовные ценности своего народа.

Кроме сказок, в книгах мы находим и лучшие литературные образцы произведений русских поэтов и писателей : рассказы К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце», «Как рубашка в поле выросла», притча «Старик и яблоня», сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Султане», сказы П. П. Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле».

Все произведения, предлагаемые для чтения и обсуждения, проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее.

Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа, в книгах помещены активные занятия для проведения в кругу семьи или в детском саду.

Разработала конспекты занятий по темам :

СКАЗОЧНОЕ СЛОВО. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие.

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду. Родительское благословение.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживёт век.

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Защитники земли русской. Былинные богатыри. Верность и вера. Любовь. Милосердие. Смирение.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Старание и терпение рождают умение.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство. Книга – праздник души.

Дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями русского народа. Очерёдность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.

Как средство реализации данного проекта запланировала игровую деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Школа», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «В гостях у бабушки»;

Игры-драматизации «Путешествие по сказкам»;

Игры - конструирование «Мы – архитекторы», «Мастерские самоделкина»;

Подвижные игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;

Хороводные игры «Где был, Иванушка?», «Во поле берёза стояла»;

Русские народные игры «Горелки», «Золотые ворота», «Жмурки».

Работу по данной теме осуществляла в тесном контакте с родителями. Совместными усилиями сотрудников и родителей был оформлен музей «Русская изба», где экспонатами являются предметы быта наших предков (самовар, чугун, сито, ухват и т. д., изделия народно-прикладного искусства (городец, хохлома, дымка, кружева) Работая над темой «Мастера и рукодельницы» оформили выставку изделий, выполненных руками родителей.

Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых – рисунок «Традиции нашей семьи». После проведения занятия «Жизненный путь» родители рассказывали детям о своём жизненном пути, о выборе профессии.

С детства мы помним о прекрасных традициях гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушания и заботы о старших, благодарения и милосердия, помощи сиротам.

К замечательным традициям наших предков относятся и традиции праздника. Любой семейный праздник не обходился без угощения от всей души, слов приветствия и поздравления, задушевной песни. В праздники преображается дом: становится шумным, весёлым и особенно нарядным. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания.

Результатами реализации данного проекта являются:

В группе создана доверительная обстановка, развиваются коммуникативные умения (умения слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию);

У детей зародился интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии;

Отмечен достаточно высокий уровень развития монологической речи;

У детей развивается историческая память, появился интерес к корням истории, уважение к предкам, чувство патриотизма, любви к Родине;

Созданы предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.

Многообразны старинные русские традиции. Каждая несёт своё заповедное и заветное слово, каждая сближает людей, укрепляет связь поколений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Истоковедение том №5 Издательский дом «Истоки» 2005 г. ;

2. Серия книг для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина:

«Сказочное слово»;

«Напутственное слово»;

«Светлый образ»;

«Мастера и рукодельницы»;

«Семейные традиции».

Публикации по теме:

Народные традиции в полоролевом воспитании дошкольников Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано нами от наших предков. Что такое полоролевое воспитание?.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движенияОзнакомление дошкольников с правилами дорожного движения Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений вошли программы по.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий.

Ознакомление дошкольников с профессией учителя Проект по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста. (для детей с 6 до7 лет).

Ознакомление дошкольников с родным городомОзнакомление дошкольников с родным городом Есть лучше города,есть больше города, чьи улицы в снегу как в седине, но лучше навсегда,но краше навсегда всех городов мой город будет.

Ознакомление дошкольников с зеленым цветом и его оттенками Зеленый цвет и его оттенки Задачи: 1. Расширять представления детей о зеленом цвете и его оттенках, развивать способность тонко чувствовать.

Проект «Ознакомление младших дошкольников с ПДД» Цели, задачи, обеспечение проекта и его участникиПроект по ознакомлению младших дошкольников с ПДД реализуется в рамках целостного педагогического.

Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №116 "Лучик" Проект на тему:"Развитие коммуникативных способностей.

Проектная деятельность по социально-личностному развитию дошкольников «Семейные традиции» Тема проекта: Семейные традиции. Тип проекта: информационно-творческий, открытый, долгосрочный, коллективный. Проблема: «Совместный досуг.

Развлекательное занятие «Богатыри земли Чуварлейской» (физическое развитие в интеграции с «Социокультурными истоками…»)Развлекательное занятие «Богатыри земли Чуварлейской» (физическое развитие в интеграции с «Социокультурными истоками…») Богатыри земли Чуварлейской» Цель: • Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД