Лилия Алехина
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласовано:
Методист отдела образования С. Ю. Никонец
Руководитель методического объединения
воспитателей групп раннего возраста М. Г. Васильева
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего возраста»
В рамках городского методического объединения
воспитателей групп раннего возраста
Подготовила и провела:
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мухамадеева Лилия Николаевна
воспитатель
Согласовано: старший воспитатель
___Ионова И. А.
Дата проведения:
12 февраля 2024г.
2023-2024 учебный год
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу рассказать вам о влиянии пальчиковых игр на развитие речи детей раннего и младшего возраста. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов
развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в
жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и
этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего и младшего возраста».
Пальчиковые игры - это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.
Использование пальчиковых игр помогает мне решить сразу несколько задач. Это не только стимулирование речевой деятельности, но «большой помощник» в период адаптации.
Играя с детьми, я увидела, что положительное влияние пальчиковых игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть не по принуждению, а по собственному желанию. Кроме того, следует подбирать для малыша посильные игры, и по возможности сопровождать их стихами и песенками, побуждая ребенка повторять за вами.
Моим воспитанникам очень нравится, когда утром я их встречаю с героем из пальчикового театра. Это и кошечка, и бабушка, и маленький зайка, который с нетерпением ждал малыша. Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действия.
С группой раннего возраста всегда начинала пальчиковые игры с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Использовала для игр резиновые игрушки с пищалками. Произносила максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, деля паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполняла синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с воспитателем или с его помощью. Для некоторых игр надевала на пальчики бумажные колпачки или рисовала на подушечках пальцев глазки и ротик.
Для детей раннего возраста я использовала пальчиковые игры : «Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Капуста», «Кошка ходит без одежки». Цель игр: переключение внимания, улучшение координации мелкой моторики.
В младшем возрасте дети осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая- кошку, вбегающую в этот домик. Дети, начав говорить, могут не только показывать движения, но и стихами сопровождать пальчиковую игру. Использовала такие игры как :
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения они могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был, «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. «Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.
5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что:
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Используйте максимально выразительную мимику и читать стихотворение выразительно, эмоционально.
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а также от интересов и потребностей малышей.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов проведения пальчиковых игр выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
«Дятел»
- Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)
- Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)
- Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
- Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения
у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии:)
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.
(Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Сегодня я хочу представить небольшую подборку пальчиковых игр с предметами и без. Данные игры позволят развить мелкую моторику,
а следовательно, благотворно будут влиять на развитие речевого центра.
Плюсом данных упражнений является массажный эффект. Регулярно выполняя данные упражнения, речь ребенка станет правильной и четкой, а ладошки и пальчики станут крепкими, сильными и активными.
Предлагаю сейчас в сем поиграть в пальчиковую игру
«Бежали бегемотики»
- Повторяйте за мной.
- Приготовьте кулачки.
1. Бежали бегемотики–
толстые животики,
Бежали и бежали,
друг другу повторяли:(руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по коленям ног)
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног (2 раза).
2. Веселые лягушки
Скакали на опушке,
Скакали и скакали (соединяем и разъединяем большой палец с остальными)
Друг другу повторяли:
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног(2 раза)
3. А маленькая змейка
В траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка
Тихонько повторяла:(Соединяем ладони обеих рук вместе, делаем плавающие движения)
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног(2 раза).
Вот ТАК! (показываем класс)
Пальчиковые игры с предметами.
В качестве инвентаря будем использовать подручные средства. Нам понадобятся: еловая шишка, 4 пластмассовых прищепки разного цвета (проверьте чтобы прищепки были не очень тугими, карандаш ребристый, 4 пластиковых крышки от бутылок.
Я приглашаю 4 педагога, для того, чтобы повторить этот комплекс упражнений вместе со мной.
1) Пальчиковая игра «Ежик». Роль ежика будет выполнять еловая шишка. Итак, берем шишку в руки и проговариваем со мной:
Ежик спрятался в ладошке
Обниму его немножко.
В руках быстро покручу,
И на ушко прошепчу:
«Спи тихонько, засыпай,
К моей ручке привыкай».
Я теплом своим согрею
И обидеть не посмею.
На твои колючки
Я надену штучки –
Синие, зеленые,
Красные и желтые.
На павлина стал похож-
Это птица, а не еж!
2. Переходим ко второму упражнению под названием: «Котенок».
А роль котенка будет выполнять прищепка.
Покусываем аккуратно, легонько кончики пальцев, покусываем и говорим:
«Кусается сильно
Котенок- глупыш,
Он думает: это не палец,
А мышь,
Но я же играю
С тобою, малыш,
А будешь кусаться-
Скажу тебе: «Кышь!»
3. Для следующего упражнения нам понадобится карандаш. Берем его в руки, и указательными пальчиками обеих рук, перехватываем. При этом, приговаривая:
«Словно ловкими жучками,
Пальчиками как крючками
Перехватим карандаш,
А дальше продолжаем: «Пальчики не отдыхают
Карандаш перебирают
Как на дудочке играют.
Переходим к упражнению «Точилка».
Захватываем одной рукой карандаш, а другой поворачивая говорим:
«Мы точилочку берем
Карандаш в нее кладем,
Будет острым наш-
Красный карандаш!
4. Наш комплекс завершит упражнение с крышками. Берем крышки. Надеваем на указательные и средние пальчики. И шагая приговариваем:
Мы едем на лыжах
Мы едем с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы. (можно пошагать назад).
Подводя итог своего выступления, могу с уверенностью сказать, что пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым формируется и развивается их связна речь, обогащается словарный запас, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
А сейчас, уважаемые коллеги, мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Ну а теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!