Тюрикова Ксения
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 3-4 лет детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трё х лет малыш приходит с такими достижениями:
• Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
• Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
• В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
• Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
• Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т. д.
В научной литературе известен подход в исследовании развития движений руки ребенка, благодаря которому можно выделить символические этапы доминирования тех или иных видов мануальных контактов ребенка на первом году его жизни: рефлекторный этап (от рождения - до 2,5 мес.); этап преддействий (от 2,5 мес. - до 4,5 мес.); этап произвольных движений (от 4 до 7-8 мес.); функциональный этап (от 8 мес. - до года).
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда педагог для пальчиковой игры берет ребенка за руки, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое настроение осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение – создают единственную в своем роде удивительную, движущуюся стихию жизни.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В пальчиковых играх существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Каждому ребенку будет полезен массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении интересных стихов, музыкальных сопровождений не только развивают мелкую моторику и речь, а также умение слышать и слушать. Ребенок будет учиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Игры с пальчиками и ладошками необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся потенциальным стимулом для развития речи и одним из лучших вариантов радостного контакта с учителем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут развиваться вместе с ребенком. Все начинается с детских стишков, во время которых ребенок пассивен, играет рукой, сгибает и разгибает пальцы, щекочет ладонь. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова детского стишка, а пальчики ребенка двигаются самостоятельно. Ребенок сам становится "арбитром" игры, слова и движения – все подвластно ему.
Пальчиковые игры - это инсценировки стихотворений, рифмованных историй, сказок с персонажем, у которых есть продолжения. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям потрясающую возможность ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
Пальчиковые игры обладают свойством для развития творческих способностей детей. Если ребенок выучит какую-то одну игру, он обязательно попытается придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от 3 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети в возрасте от 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, которые сменяют друг друга. Детям постарше можно предложить устроить игры с различным реквизитом: мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, музыкальными инструментами, тканями, резинками и другими предметами, позволяющими развивать мелкую моторику.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было установлено, что, когда ребенок совершает ритмичные движения пальцами, резко возрастает скоординированная активность лобной (моторно-речевая зона) и височной (сенсорная зона) частей мозга, то есть речевые области формируются под воздействием импульсов, поступающих от пальцев. Это также важно для своевременного развития речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушается. Кроме того, было доказано, что и мысль, и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и рука. Итак, систематические упражнения для тренировки движений пальцев являются мощным средством повышения эффективности работы мозга. Результаты исследования показывают, что уровень речевого развития у детей всегда напрямую зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Несовершенство мелкой моторики рук и пальцев затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и рабочих навыков. Психологи утверждают, что пальчиковые упражнения развивают у ребенка умственную активность, память и внимание. Итак, речь улучшается под воздействием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому увеличению скоординированной активности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат слушать и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, а контроль над выполняемыми движениями возрастет.
В результате пальцевых упражнений кисти и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, и это еще больше облегчит овладение навыком письма.
Во время "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику своих рук. Таким образом, развивается ловкость, умение контролировать свои движения, концентрироваться на одном виде деятельности.