Получи документы

Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн»

сабира мунгалова
Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн»

МБДОУ Широкинский детский сад

Многофункциональное дидактическое пособие

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Сухой пальчиковый бассейн»

Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известных специалистов по коррекционной работе М. Монтессори, Е. Стребелевой, А. Катаевой.

2018г.

.пояснительная записка

Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья „Сухой пальчиковый бассейн“» размещена в разделах

У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой деятельности обуславливаются органическим поражением центральной нервной системы. Они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребёнка с окружающими.

Формирование полноценной речевой деятельности у данной категории детей – это сложный процесс, который должен сочетать лечение, логопедическое воздействие, коррекцию психофизического и личностного развития.

Каждый специалист, работающий с детьми этой категории, заинтересован в поиске наиболее оптимальных средств специального обучения в работе по совершенствованию методов коррекции и компенсации патологии речевого развития дошкольников. Одним из эффективных средств решения коррекционных задач в работе с детьми является «пальчиковый бассейн».

Цель применения данного пособия : развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.

Пособие помогает решить следующие задачи:

- одновременное активное воздействие на различные точки кистей, пальцев, ладоней;

- сенсомоторное развитие,

- формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес;

- воспитание усидчивости и терпеливости в работе;

- снятие эмоционального напряжения.

Рекомендуется применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут использовать его в соответствии со своими учебными планами, учитывая взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей.

«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, емкость с крупой. Также используется и пластмассовый тазик, наполненный ячейками от киндер-сюрпризов. Кроме сыпучих веществ для оборудования «пальчиковых бассейнов» педагоги применяют фасоль, мелкие игрушки…

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.

Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, с желанием проявляют творческую активность. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.

Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с крупой, разноцветными шариками и т. п. очень заманчива для ребёнка, вызывает восторг. Очень часто ребёнок не нуждается в инструкции, когда играет с «пальчиковым бассейном». Играя самостоятельно, выполняя несложные движения руками (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая фасоль между ладошками, закапывая руки и др., ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Имеет смысл показать ребёнку дополнительные возможности подобных игр : раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности «бассейна», выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри. Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них.

Игры с использованием «пальчикового бассейна»

Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.

Задачи: Развитие мелкой моторики рук и пальцев.

Научить детей завязывать бантики или ленточки.

Учить различать цвета и ориентироваться на цвет как на

значимый признак.

Формировать понятия «длинный – короткий».

Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна.

Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами.

«Повар» Ребёнок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки: «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши.»

«Солим щи» Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами : «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши.»

«Где наши ручки?» Педагог предлагает ребёнку спрятать обе руки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»

С целью развития у детей пальцевого гнозиса эффективны игры на выполнение статических упражнений внутри «пальчикового бассейна». Ребёнку нужно опустить руку в «бассейн» и изобразить что-то из пальчиков (создать позу) по заданию. Создание каждого образа можно сопровождать коротким стихотворением. После выполнения задания внутри «бассейна» ребёнок вынимает руку и проверяет себя визуально. Вот некоторые из упражнений.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы сжаты в кулак. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

«Я снесла тебе яйцо».

Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Ладошки здороваются

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетём

И соединим в ладошки.

А потом как только можем

Крепко – некрепко сожмём.

Лягушки

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

«Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на тарелку. Расскажи…»

«Найди все предметы и сосчитай их».

«Найди и назови только предметы, в названии которых есть звук [c]». (Собака, слон, лиса)

«Найди игрушку и скажи, где находится звук [л] в её названии: в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, волк, козёл)

«Доставай предметы из «бассейна» по одному. Те, в названии которых слышим [ш], складывай в мешок, а [с] – в сумку». (Кошка, лошадь, машина; лиса, собака, слива)

«Найди и определи количество слогов в слове».

«Найди предмет и назови его ласково». (Чашка – чашечка, тарелка – тарелочка)

«Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята)

«Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый)

«Найди предмет и придумай предложение о нём» и т. д. и т. п.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : Изд. центр «Академия», 2001.

4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

Пособие изготовили воспитатели:

Мунгалова С. П.

Публикации по теме:

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Accessible environment for inclusive education.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Маркова Е. В., воспитатель высшей категории МАДОУ№5.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Музыкальные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в 1–2 классах начальной школы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы реабилитационная школа интернат №32 Департамента труда и социальной.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Фотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровья Занятия по арт-терапия. Цель программы: развитие эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у детей с ОВЗ через арт-терапевтические.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья Учёными давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн»
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 17:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД