Соколова Евгения
Партнерское сотрудничество с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
ПАРТНЕРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Соколова Е. Ф.
МАОУ «СОШ № 4»,
структурное подразделение
(ул. Орловска,21)
Одной из приоритетных задач образования в настоящее время является, как указывается в ФГОС ДО, «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования».
Публикация «Партнерское сотрудничество с родителями» размещена в разделах
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений родителей и детского сада, а именно сотрудничества, партнерства и доверительности. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уходя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Наш детский сад работает по программе «Радуга» (Т. И Гризик. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон/.-М. : Просвещение, 2011). Основной задачей педагогического коллектива по работе с родителями, определенной программой «Радуга», является создание ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела, то есть организация продуктивного, партнерского сотрудничества.
Для решения проблем по данному направлению нами была определена цель работы: создание условий для поддержания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ; вовлечение родителей в образовательный процесс, как полноправного участника.
Для достижения этой цели были поставлены задачи: установить партнерские отношения с семьями воспитанников; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов; поддерживать желание родителей активно участвовать в образовательном процессе детского сада.
Соответственно с решением обозначенных задач в своей деятельности мы решили использовать интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющими вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Нами были выбраны такие интерактивные формы работы, как день открытых дверей, совместные тематические выставки, акции, групповые газеты, мастер-классы, способствующие формированию партнерских отношений взрослых и детей в успешной реализации образовательной программы дошкольного образования.
Так, партнерское сотрудничество активно проявляется при организации дня открытых дверей, который мы проводим один раз в квартал. В рамках этого мероприятия родители имеют возможность познакомиться с традициями детского сада и группы, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями, как полноправные партнеры могут принять участие в режимных моментах, непосредственно образовательной деятельности и др.
Организация и проведение мастер-классов помогает создать условия для формирования партнерских отношений с семьями воспитанников и развития их компетентности. Такие мастер-классы, как «Играем пальчиками – развиваем речь», «Куклы-обереги», «Рисуем вместе» и др., позволили обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей, организовать совместную деятельность с детьми дома.
Ежегодно организуемые в группе тематические выставки «Наш друг - светофор», «Книжки-малышки», «Народные праздники», выставки газет «Маму милую люблю», «Самый лучший папа», «Мы – веселые ребята» и др. - способствуют развитию творческой активности и инициативности родителей, подвигают родителей к новым совместным решениям и идеям.
Большая роль в развитии партнерских взаимоотношений принадлежит такой форме работы как акции («Трудовой десант», «Подари ребенку сказку», «Здравствуй, лето!», ставшие для нашего сада традиционными. Совместное изготовление пособий для группы, создание чудесных зимних городков на участке, посадка цветов и деревьев – содействуют созданию коллектива единомышленников, повышают ответственность родителей в деле образования и воспитания ребенка, способствуют обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы как необходимого условия для реализации основной образовательной программы ДОУ.
Хотелось бы отметить еще один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» - писал Ф. Ларошфуко. Поэтому, в конце года, на итоговом родительском собрании, мы отмечаем всех родителей дипломами различных номинаций: «Золотые руки», «Надежное плечо», «Самый верный друг», «Палочка-выручалочка» и т. д.
На сегодняшний день можно сказать, что использование выбранных нами форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствую и проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, и увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, и стремление к индивидуальным контактам с воспитателем.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация взаимодействия с родителями, основанная на партнерской деятельности, позволила нашим родителям почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса и понять, что это необходимо для развития их детей.
Список литературы:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
2. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
4. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
5. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
6. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
7. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
8. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л. Е. Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
9. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
10. Хаснутдинова, С. Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.