Лучший педагог года

Паспорт кабинета «Сенсорная комната»

Инна Скорописова
Паспорт кабинета «Сенсорная комната»

Характеристика сенсорной комнаты.

Сенсорная комната и игротека представляют собой помещения, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната и игротека это пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия в сенсорной комнате с детьми с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, позволяют осуществлять коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и создают условия для саморегуляции процессов возбуждения и торможения.

Публикация «Паспорт кабинета „Сенсорная комната“» размещена в разделах

Сенсорная комната и игротека является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, для проведения различных видов подгрупповой и индивидуальной работы: тренинги, обучающие семинары, подгрупповые и индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия, как с детьми, так и с педагогами.. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает воздействие на психическое и эмоциональное состояние детей: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Сенсорная комната и игротека используются как дополнительный инструментарий для повышения эффективности любых мероприятий, направленных на социализацию и психологический комфорт у детей с ОВЗ.

Режим работы:

Сенсорная комната и игротека работает согласно циклограмме, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

Цели и задачи:

Цель: Сохранение, укрепление и повышение уровня психологического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников, активизации познавательных процессов, успешной социализации.

Задачи:

-Развивать навыки коммуникативного поведения;

-Развивать умение выражать свои эмоции;

-Развивать позитивное общение детей и взаимодействие друг с другом;

-Развивать психические процессы: память, речь, воображение, мышление.

-Стимулировать познавательную активность детей

-Развивать координированные движения, соотносящие действия, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

-Активизировать познавательную, творческую, коммуникативную деятельность и укреплять психофизическое состояние детей посредством использования игрового занимательного материала.

Мир детства невозможно представить без игры. Активная игровая позиция для дошкольника выполняет важные функции в его развитии.

Оснащение сенсорной комнаты и игротеки.

Сенсорная комната и игротека – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. В кабинете возможна организация работы разных специалистов ДОУ – психолога, учителя дефектолога, социального педагога.

Функциональное использования кабинета ориентировано на : осуществление коррекционной работы, направленной на создание и поддержание эмоционального благополучия, развитие эмоциональной сферы, снижение уровня поведенческих отклонений, укрепление психологического здоровья воспитанников, а также – профилактика эмоционального выгорания, формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний, стремление к повышению своего личностного и профессионального роста педагогов.

Кабинет обеспечен музыкальным центром, позволяющим вести групповую и индивидуальную работу с применением музыкального сопровождения, что помогает проводить в кабинете релаксационные мероприятия психологической разгрузки. Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систем. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребёнка и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пеньем птиц и т. п.

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока: темная сенсорная комната и игротека.

«Темная сенсорная комната» — помещение, в котором в соответствии со стандартным (или индивидуальным) проектом размещено развивающее интерактивное оборудование.

Описание сенсорного оборудования

Сухой бассейн с подсветкой — обычный сухой бассейн, в днище которого особым образом установлена светооптическая система подсветки полупрозрачных шариков. Завораживающее, расслабляющее воздействие переливающихся различными цветами шариков заставляет человека забыть обо всем на свете. Лежа в светящемся бассейне, человек находится как бы среди моря огней. Он наблюдает, за изменением цвета шариков, он их трогает, осознанно выбирая тот или иной шарик.

Детский зеркальный уголок с пузырьковыми колонами. В прозрачных колоннах высотой 150 см, 10 см, выполненных из прочного пластика и заполненных дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонны запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковые колонны оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Детское игровое панно «Звездное небо» панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды, для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.

Детский коврик «Млечный путь» — светооптические волокна, вплетенные в ворс темно-серого ковролина, создают эффект мерцания. В темной комнате на полу то загораются, то гаснут то ли разноцветные звездочки, то ли капли росы. По мягкой, теплой, приятной на ощупь поверхности ковра хорошо ходить босиком, сидеть на ней, трогать ее. Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, восприятия новых тактильных ощущений. Ковер располагается на полу и создает эффект ночного неба под ногами. Возникает ощущение, что под ногами идущего по нему человека загораются, гаснут и снова загораются разноцветные звездочки. Ковер можно использовать в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания на движениях и т. п. Он применяется на релаксационных, тематических занятиях по сюжетам сказок, которые можно придумывать на основе ощущений, возникающих при взаимодействии с ковром. Напольный ковер «Млечный путь» поставляется в комплекте с источником света, который устанавливается на полу.

Ковер «Звездное небо» (настенный) — вариант напольного ковра «Млечный путь» (см. выше). Он изготовлен из черной шерстяной ткани, в которую плетены светооптические волокна, и располагается на стене, создавая эффект ночного неба. При включенном источнике света возникает ощущение, что под руками человека загораются, гаснут и снова загораются разноцветные звездочки. Мягкую, теплую на ощупь поверхность ковра приятно трогать. Если ребенок не достает до верхнего края ковра, можно предложить ему специальную скамеечку или пуфик. Настенный ковер «Звездное небо» — важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Его можно использовать в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, формирования пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания и т. п. Настенный ковер «Звездное небо» поставляется в комплекте с источником света, который желательно закрепить на стене.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» — россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

Световая каскадирующая труба «Фонтан» представляет собой пучок светооптических волокон, заключенных в трубу из прозрачного пластика. Светооптические волокна как бы струятся из трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего светового фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз — рука», зрительный праксис и гнозис. «Фонтан» используется на занятиях по релаксации. Труба «Фонтана» вмонтирована в мягкую платформу, позволяющую сидеть на ней, играя с пучком волшебных струй, перебирая их в руках, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно.

Панель светозвуковая интерактивная «Бесконечный туннель». Светозвуковая панель представляет собой экран с размещенными по периметру разноцветными лампами, которые загораются в различных вариантах в зависимости от воспринимаемых встроенным микрофоном звуков и включенного режима. Система зеркал создает эффект бесконечного туннеля из огоньков. Занятия с панелью способствуют концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения и т. п. Эффект бесконечности расширяет представление о трехмерности окружающего пространства.

Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) — вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

Проектор «Меркурий» с жидким колесом — прибор, проецирующий на любую поверхность темной сенсорной комнаты калейдоскоп бесформенных цветных пятен, постоянно меняющих форму, цвет и тональность. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние, приковывает внимание и не требует значительного интеллектуального напряжения, позволяя занимающемуся максимально расслабиться, способствуя развитию его фантазии. Восприятие светоэффектов развивает воображение, способствует эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

Волшебная нить с контроллером — гибкая мягкая пластиковая трубка с цветными микролампочками внутри. При помощи контроллера можно задавать различные режимы, в соответствии с которыми свет будет путешествовать внутри трубки. Волшебная нить абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Взаимодействие с данным оборудованием стимулируют зрительное и тактильное восприятие человека, развивает его координационные способности, мышечную чувствительность, позволяет активизировать внимание, успокаивает, то есть снимает тревожное состояние, излишнее напряжение. Волшебная нить активно используется в работе с детьми и подростками с нарушениями зрения.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичным противопоказанием является наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приемы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

«Игротека» – служит системообразующим звеном игровой и познавательной деятельности. Пространство игротеки организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям творческого развития ребенка, формирования разных сторон его личности. Это незапрограммированная среда, которая расширяет поле деятельности ребенка. Для каждой из игротек характерна свое наполнение.

Материально-техническое оснащение кабинета

Оборудование

1. Шкаф для игрушек и пособий -2

2. Диван детский-2

3. Стулья детские -25

4. Стол «ромашка» детский -3

5. Жалюзи вертикальные -6

6. Ковер -2

7. Стол хохлома -2

8. Песочница -1

9. Уголок ИЗО -1

10. Проектор -1

11. Ноутбук -1

12. Интерактивная доска - 1

13. Стол дидактический -3

Игры и пособия

14. Куклы «Собеседники»-2

15. Фигуры «Гигантское домино»-1

16. «Говорящее зеркало»-1

17. Набор кубиков черного и белого цвета. -1

18. Сенсорная панель «Двусторонняя» -1

19. Сенсорная панель настенная. -2

20. Интерактивная игрушка «Лягушка»-1

21. Лабиринт «Твизлер»-1

22. «Кубик сортировщик» деревянный-1

23. Пирамиды -6

24. Набор логопедических карточек «Глаголы, прилагательные, чувства»-1

25. Звуковая панель «Палетто»-1

26. Звуковая игра «Голоса животных»-3

27. Игра «Лабиринт с форточками» -1

28. Игра «Башня–горка» -1

29. Панель «Собери мозайку» -1

30. Доски Сегена - 20

31. Большая книга Эмоций-1

32. Мольберт для рисования-1

33. Емкости с крупами и мозаикой-5

34. Шнуровки-10

35. Пособие для развития мелкой моторики

36. Тактильные дощечки (10)

37. Вкладыши-12

Картотеки

38. Дидактические пособия направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины.

39. Развивающие пособия направленные на развитие мышления

40. Дидактические игры и пособия направленные на развития концентрации внимания, увеличения объема памяти, развитие воображения.

41. Игры способствующие регуляции волевых усилий и произвольности действий.

42. Хороводные игры (по возрастам)

43. Физминутки

44. Динамические паузы

45. Игры направленные на раскрепощение детей

46. Игры для гиперактивных детей

47. Игры на управление гневом

48. Игры направленные на развитие уверенности в себе

49. Игры приветствия для хорошего настроения

50. Игры на сплочения детского коллектива

Книги

Книги-раскладушки.

Книги с листами из картона.

Звучащие книги.

Магнитные книги.

Требования безопасности при работе в сенсорной комнате и игротеке

• Перед началом работы необходимо включить освещение и убедиться в исправной работе всего оборудования.

• Убедиться в том, что температура воздуха в помещении соответствует установленным санитарным нормам.

• Занятие должно проводиться только при соблюдении санитарно-гигиенических норм в проветренном помещении, после влажной уборки (влажность воздуха должна быть 40–45 %). Температура в комнате должна быть не ниже +18–20 °С.

• Нельзя оставлять детей в сенсорной комнате без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети не ушли из нее.

• Во время проведения занятий, перемещения из группы в сенсорную комнату и обратно, необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила.

• В работе использовать только исправные технические средства обучения. Не оставлять включенным в электросеть приборы без присмотра. Не допускать подключения и отключения электроприборов детьми. Следить, чтобы воспитанники не дотрагивались к включенным техническим средствам обучения, электрошнурам и др.

Методическое обеспечение

1. Бондаренко В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике. - М., 2000.

2. Борисова Ю. Н. Лекотека: давайте поиграем!// Воспитатель ДОУ. 2011 № 9.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб. : Речь, 2000.

5. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения. – М. : «БУК – МАСТЕР», 1993.

6. Репринцева Г. И. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.

7. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. – М. : Международная педагогическая академия, 1995.

8. Чистович А., Кожевникова Е. Разум. Чувства и способности ребенка. – СПб. : «Петербург – ХХ1 век», 1991.

9. Журнал «Педагог – психолог»

10. Проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста, НИИ дефектологии АПН СССР, 1986 г., методическому пособию Международного университета семьи и ребёнка г. Санкт-Петербурга «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений», 1995 г.

11. Левченко И. Ю., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М. : Академия, 2001, 192с.

12. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. ; под. ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Экзамен, 2004.

13. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003

14. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. - М. 2008

15. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. М. 2008

16. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Жевнерова B.JI. - С-Пб. 2007

17. Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате. Фирма ООО «МисэН»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста» Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста. В нашем детском саду в 2018 году была создана замечательная сенсорная комната.

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Лесная сказка» Республика Татарстан.

Паспорт кабинета музыкального руководителя Паспорт кабинета музыкального руководителя Визитная карточка Музыкальный руководитель: Васильева Светлана Жилиновна Образование: высшее,.

Паспорт логопедического кабинета в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами Паспорт логопедического кабинета. Кабинет логопеда, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами и основными принципами.

Паспорт логопедического кабинета в детском саду Паспорт кабинета учителя-логопеда Кабинет учителя-логопеда расположен на втором этаже здания детского сада в групповом помещении.

Паспорт логопедического кабинета в МДОУПаспорт логопедического кабинета в МДОУ Цели и задачи логопедического кабинета. 1. Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение.

Паспорт музыкального кабинета и зала Паспорт музыкального кабинета и зала Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка Детский сад № 12 «Теремок».

Паспорт учебно-игрового кабинета «Лего-комната»Паспорт учебно-игрового кабинета «Лего-комната» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость.

Сенсорная комната в детском садуСенсорная комната в детском саду Сенсорная комната В нашем детском саду действует сенсорная комната, которая является комнатой психологической разгрузки и релаксации для.

Консультация для педагогов «Сенсорная комната» Сенсорная комната: что это и для чего нужно? У человека есть органы чувств: глаза (зрение, уши (слух, язык (вкус, нос (обоняние, кожа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт кабинета «Сенсорная комната»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 21:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД