МААМ-картинки

Паспорт мини-музея «Копилка»

Елена Петрова
Паспорт мини-музея «Копилка»

Аспекты музейной педагогики

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Публикация «Паспорт мини-музея „Копилка“» размещена в разделах

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших групп, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

1. Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

2. Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

3. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

4. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

5. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Паспортные данные о мини-музеи «Копилка»

Наименование мини-музея : Мини-музей «Копилка»

Профиль музея: познавательный

Цель: создать условия для формирования интереса дошкольников к окружающему посредством организации музейной, образовательной деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.

Задачи:

• Формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;

• Формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

• Формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

• Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

• Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

• Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;

• Формировать навыки исследовательской деятельности

• Развивать умение сравнивать и анализировать.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования объектов.

• Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.

• Развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2. Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4. Принцип наглядности;

5. Принцип последовательности

6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Труд, Чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.

Руководитель мини-музея : воспитатели группы

Структура управления мини-музеем : руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам:

Наш детский сад находится в месте где организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи довольно сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «От рождения до школы», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Нас активно поддержали родители, стали приносить копилки, подаренные и купленные, сделанные своими руками совместно с детьми. Музей стал пополняться экспонатами благодаря педагогам нашего детского сада и родителям. Кроме того в условиях детского сада мини – музей стал центром культурно – эстетического развития ребёнка. В

мини - музее представлены разные виды копилок по виду, материалу из которого они изготовлены, назначению. Коллекция мини-музея располагается на полках шкафа групповой комнаты.

Особенности использования экспонатов мини-музея. Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, художественной деятельности.

Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Мастер-классы, семинары.

3. Обмен опытом.

4. Работа с родителями.

5. Пополнение музея экспонатами.

6. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Перспектива развития мини-музея

- подбор художественной литературы, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению копилок;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

План работы по созданию мини-музею

Название

этапа Содержание работы Сроки реализации

Подготовительный этап 1. Анализ ситуации в группе.

2. Изучение литературы по музейной педагогике.

3. Консультация по созданию мини-музея в ДОУ

4. Анализ реализации подготовительного этапа проекта.

Организация работы с детьми:

1. Диагностика знаний детей о цветах

3. Сбор материала для мини-музея

4. Творческие работы детей

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

2. На родительском собрании:

- Определить тему и название музея.

- Выбор места для размещения экспонатов

- Выбор инициативной группы.

3. Вовлечение в создание мини-музея.

4. Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ. Сентябрь октябрь 2017

Практический

этап

Разработка методических материалов:

1. Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея

2. Создание пакета методических материалов по организации мини-музея.

Организация работы с детьми:

1. Совместная исследовательская и творческая деятельность.

2. Проведение ООД.

3. Разучивание стихов, считалок, сказок, поговорок.

Взаимодействие с родителями:

1. Изготовление совместно с детьми творческих поделок.

2. Сбор экспонатов.

3. Участие в мероприятиях группы. Ноябрь – март

Заключительный этап

Методическая работа:

1. Создание пакета методических материалов по организации мини-музея.

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. Анализ.

2. Заседание инициативной группы.

3. Выставка экспонатов мини-музея. Апрель 2018

Разделы мини-музея, особенности использования:

«Копилка» - экспонаты, принесенные родителями и педагогами; подписаны и имеют паспорта.

«Сами своими руками» - экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями.

«Библиотека» - здесь собраны загадки, стихи, альбомы, видео. Рассматривание, описание, беседы.

Экспонаты данной коллекции находится в свободном доступе у детей и используются ими для наблюдений, рассматривая и творческой деятельности.

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.

Книги, альбомы, открытки, дидактические игры могут быть использованы в процессе НОД, в образовательных областях.

Тематический план занятий в мини-музеи

№ Тема Цель образовательной деятельности Сроки проведения

1 Обзорная экскурсия Дать детям представление о многообразии экспонатов. Ноябрь

2 Беседа «История появления копилки» Познакомить детей с историей появления копилки; Формировать у детей систему знаний о произведениях эстетической культуры Ноябрь

3 ООД «Копилка ценностей» Обобщить представления детей о коллекционировании; умении сравнивать и наблюдать Декабрь

4 Виртуальная экскурсия в музей копилок Воспитывать интерес детей к предметам рукотворного мира Декабрь

5 Рисование на тему «Моя копилка» Воспитывать интерес к предметам рукотворного мира; Обобщить и систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях Январь

6 Экскурсия для детей средней группы Организация самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитанников друг с другом по изучению экспонатов музея. Февраль

7 «Чудо - копилка» Предварительная работа к ООД. Март

Экскурсия в мини-музей «Чудо - копилка» Формировать художественный вкус и знание о разнообразии материалов; Способствовать развитию познавательных интересов детей Март

8 Акция «Копилка из бросового материала» Беречь и охранять природу, расширить представления Апрель

9 Мастер – класс для родителей: Копилка «Свинья» Познакомить с технологией изготовления копилки в технике папье-маше Май

10 Итоговая выставка Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год Май

Аспекты музейной педагогики

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших групп, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

1. Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

2. Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

3. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

4. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

5. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Паспортные данные о мини-музеи «Копилка»

Наименование мини-музея : Мини-музей «Копилка»

Профиль музея: познавательный

Цель: создать условия для формирования интереса дошкольников к окружающему посредством организации музейной, образовательной деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.

Задачи:

• Формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;

• Формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

• Формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

• Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

• Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

• Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;

• Формировать навыки исследовательской деятельности

• Развивать умение сравнивать и анализировать.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования объектов.

• Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.

• Развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2. Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4. Принцип наглядности;

5. Принцип последовательности

6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Труд, Чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.

Руководитель мини-музея : воспитатели группы

Структура управления мини-музеем : руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам:

Наш детский сад находится в месте где организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи довольно сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «От рождения до школы», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Нас активно поддержали родители, стали приносить копилки, подаренные и купленные, сделанные своими руками совместно с детьми. Музей стал пополняться экспонатами благодаря педагогам нашего детского сада и родителям. Кроме того в условиях детского сада мини – музей стал центром культурно – эстетического развития ребёнка. В

мини - музее представлены разные виды копилок по виду, материалу из которого они изготовлены, назначению. Коллекция мини-музея располагается на полках шкафа групповой комнаты.

Особенности использования экспонатов мини-музея. Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, художественной деятельности.

Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Мастер-классы, семинары.

3. Обмен опытом.

4. Работа с родителями.

5. Пополнение музея экспонатами.

6. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Перспектива развития мини-музея

- подбор художественной литературы, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению копилок;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

План работы по созданию мини-музею

Название

этапа Содержание работы Сроки реализации

Подготовительный этап 1. Анализ ситуации в группе.

2. Изучение литературы по музейной педагогике.

3. Консультация по созданию мини-музея в ДОУ

4. Анализ реализации подготовительного этапа проекта.

Организация работы с детьми:

1. Диагностика знаний детей о цветах

3. Сбор материала для мини-музея

4. Творческие работы детей

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

2. На родительском собрании:

- Определить тему и название музея.

- Выбор места для размещения экспонатов

- Выбор инициативной группы.

3. Вовлечение в создание мини-музея.

4. Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ. Сентябрь октябрь 2017

Практический

этап

Разработка методических материалов:

1. Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея

2. Создание пакета методических материалов по организации мини-музея.

Организация работы с детьми:

1. Совместная исследовательская и творческая деятельность.

2. Проведение ООД.

3. Разучивание стихов, считалок, сказок, поговорок.

Взаимодействие с родителями:

1. Изготовление совместно с детьми творческих поделок.

2. Сбор экспонатов.

3. Участие в мероприятиях группы. Ноябрь – март

Заключительный этап

Методическая работа:

1. Создание пакета методических материалов по организации мини-музея.

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. Анализ.

2. Заседание инициативной группы.

3. Выставка экспонатов мини-музея. Апрель 2018

Разделы мини-музея, особенности использования:

«Копилка» - экспонаты, принесенные родителями и педагогами; подписаны и имеют паспорта.

«Сами своими руками» - экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями.

«Библиотека» - здесь собраны загадки, стихи, альбомы, видео. Рассматривание, описание, беседы.

Экспонаты данной коллекции находится в свободном доступе у детей и используются ими для наблюдений, рассматривая и творческой деятельности.

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.

Книги, альбомы, открытки, дидактические игры могут быть использованы в процессе НОД, в образовательных областях.

Тематический план занятий в мини-музеи

№ Тема Цель образовательной деятельности Сроки проведения

1 Обзорная экскурсия Дать детям представление о многообразии экспонатов. Ноябрь

2 Беседа «История появления копилки» Познакомить детей с историей появления копилки; Формировать у детей систему знаний о произведениях эстетической культуры Ноябрь

3 ООД «Копилка ценностей» Обобщить представления детей о коллекционировании; умении сравнивать и наблюдать Декабрь

4 Виртуальная экскурсия в музей копилок Воспитывать интерес детей к предметам рукотворного мира Декабрь

5 Рисование на тему «Моя копилка» Воспитывать интерес к предметам рукотворного мира; Обобщить и систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях Январь

6 Экскурсия для детей средней группы Организация самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитанников друг с другом по изучению экспонатов музея. Февраль

7 «Чудо - копилка» Предварительная работа к ООД. Март

Экскурсия в мини-музей «Чудо - копилка» Формировать художественный вкус и знание о разнообразии материалов; Способствовать развитию познавательных интересов детей Март

8 Акция «Копилка из бросового материала» Беречь и охранять природу, расширить представления Апрель

9 Мастер – класс для родителей: Копилка «Свинья» Познакомить с технологией изготовления копилки в технике папье-маше Май

10 Итоговая выставка Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год Май

Публикации по теме:

Паспорт мини-музея «Конёк-горбунок» в рамках проекта «Конек-горбунок» ПАСПОРТ Мини-музея «Конёк-горбунок» СОДЕРЖАНИЕ: Анкета … …. 3 Сведения об авторском коллективе….…4 Паспортные.

Паспорт мини-музея «Игрушки-забавы» в младшей группе Паспорт мини – музея «Игрушки-забавы» Автор: воспитатель младшей группы Наталья Владимировна Класс Паспортные данные: Наименование.

Паспорт мини-музея «История бытовых приборов»Паспорт мини-музея «История бытовых приборов» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Архиповский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области.

Паспорт мини-музея «История игрушек» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Архиповский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области.

Паспорт мини-музея «История в фотографиях» .

Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла» Паспорт мини - музея «Тряпичная кукла» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Паспортные данные 2. Аспекты музейной деятельности 3. Экспозиции мини.

Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла» Паспорт мини - музея «Тряпичная кукла» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Паспортные данные 2. Аспекты музейной деятельности 3. Экспозиции мини.

Проект мини-музея «Значки» Актуальность: Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории, собиранием памятников культуры,.

Создание мини-музеяСоздание мини-музея Детки совместно с родителями дома изготовили макеты животных из различных материалов. Рассказ детей о том как и каких животных они сделали.

Экскурсия в мини-музее «Чудо-копилка» в старшей группе Цель: дать детям знания о музее, познакомить с разными видами копилок Задачи: 1. Формировать художественный вкус и знания о разнообразии.

Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Копилка»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 17:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД